Вы здесь

Статья: "Организация деятельности созданной при антитеррористической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры межведомственной рабочей группы"

14 июля 2023, пятница

Аннотация: Статья посвящена вопросам организации деятельности созданного при антитеррористической комиссии  рабочего органа на примере Межведомственной рабочей группы АТК Ханты-Мансийского автономного округа – Югры , задача которого заключается в практическом оказании методической помощи и оценке эффективности деятельности АТК муниципальных образований автономного округа.

Ключевые слова:
Антитеррористическая комиссия, межведомственная группа, методика оценки эффективности деятельности, рабочий орган.

Актуальность рассматриваемого вопроса

Вопрос, рассматриваемый в настоящей статье, обрел актуальность в связи с проводимой в Югре работе по оказанию методической помощи и оценки эффективности деятельности АТК муниципальных образований.

В соответствии с требованиями пункта 5 «б» Положения об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденной Председателем Национального антитеррористического комитета  от 17 июня 2016 года, одной из основных функций Комиссии в субъекте Российской Федерации является методическое обеспечение и контроль деятельности антитеррористических комиссий муниципальных образований, обучение сотрудников органов местного самоуправления, отвечающих за организацию мероприятий по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации его проявлений.

Однако, алгоритм действий связанный с реализацией вышеуказанных функций Комиссии конкретными нормативно-правовыми актами федерального уровня не закреплен. Таким образом, каждый субъект Российской Федерации в праве самостоятельно принимать решение в вопросах организации методической помощи и оценки эффективности деятельности АТК муниципальных образований. Каким же путем предпочел идти автономный округ?

Организация деятельности Межведомственной рабочей группы
АТК Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

С учетом значительного количества потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей, расположенных на территории городских округов и муниципальных районов автономного округа, а также сложности транспортной доступности в некоторые населенные пункты, в целях организации эффективного контроля деятельности муниципальных Комиссий решением совместного заседания АТК и оперативного штаба в автономном округе создана Межведомственная рабочая группа (далее – Рабочая группа).

Справочно: в Реестре объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории автономного округа, более 3000 объектов, расположенных в 195 населенных пунктах, на площади 534800 км2, что сравнимо с территориями Испании и Португалии вместе взятыми.

Также решением АТК утвержден ее состав, в который вошли представители Аппарата АТК автономного округа, Службы по ХМАО РУФСБ России по Тюменской области, Росгвардии по ХМАО – Югре, УМВД России по ХМАО – Югре, ГУ МЧС России по ХМАО – Югре, Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО – Югры.

В соответствии с пунктом 4.2 Положения об Аппарате АТК автономного округа в состав Рабочей группы привлекаются (по согласованию) иные должностные лица и специалистытерриториальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований Югры, а также представители общественных объединений и СМИ (например: телевизионная группа телерадиокомпании «Югра»).

В целях обмена опытом в вопросах организации работы органов местного самоуправления муниципальных образований по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений в состав Рабочей группы для стажировки привлекаются представители Аппаратов АТК муниципальных образований. Так, за период 2015-2023 годов стажировку в составе Рабочей группы прошли 67 сотрудников Аппаратов АТК муниципальных образований.

Деятельность группы строится на плановой основе. График проведения контрольных мероприятий по оценке эффективности деятельности АТК муниципальных образований Югры утверждается ежегодно на заседании региональной Комиссии и отражается отдельным разделом в плане ее работы на очередной год.

Как показала практика, Рабочая группа в течение года успевает оценить деятельность 1/3 Комиссий муниципальных образований.

Справочно: за период 2017-2023 годов рабочей группой осуществлен контроль деятельности всех 22 (100%) АТК муниципальных образований».

Проведение контрольных мероприятий организовано в соответствии с требованиями «Методики оценки эффективности деятельности АТК муниципальных образований автономного округа» , утвержденной решением совместного заседания АТК и Оперативного штаба в автономном округе.

Справочно: Методика утверждена решением АТК автономного округа 7 июня 2010 года (актуализирована 6 февраля 2023 года).

Методика разработана с учетом Критериев оценки организации антитеррористической деятельности на территории субъекта Российской Федерации (утв. протоколом НАК от 09.04.2013 № 39 дсп), методических рекомендаций «Организация в субъектах Российской Федерации деятельности по противодействию идеологии терроризма» (исх. Аппарата НАК от 06.06.2018 № 733), а также Регламента организации и осуществления контроля исполнения и реализации в автономном округе решений Национального антитеррористического комитета и АТК
ХМАО – Югры.

Методика устанавливает порядок оценки эффективности деятельности АТК муниципальных образований в области профилактики терроризма и противодействия его идеологии, основными целями которой являются:
- анализ эффективности деятельности АТК муниципального образования в сфере профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, противодействия идеологиитерроризма;
- оценка своевременного и качественного исполнения решений НАК,
АТК автономного округа и АТК муниципального образования;
- оценка реализации требований постановлений Правительства РФ, регламентирующих требования к антитеррористической защищенности объектов (мест, территорий) ;
- оценка организации межведомственного взаимодействия и координации действий при решении задач в указанной сфере деятельности на территории муниципального образования;
- оказание организационно-методической и практической помощи по вопросам деятельности АТК муниципального образования;
- организация работы по выявлению и внедрению передового опыта
в деятельности АТК муниципального образования.

К основным элементам оценки эффективности отнесены:
- организация работы АТК муниципального образования, его аппарата и постоянно действующих рабочих групп (планирование работы, проведение заседаний, результаты проведения мероприятий, контроль исполнения);
- организация работы по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, взаимодействию с Оперативной группой в муниципальном образовании, а также готовности сил и средств, дислоцирующихся на территории муниципального образования, к работе по предназначению (проведение профилактических мероприятий, обучение, антитеррористическая защищенность объектов возможных террористических посягательств, наличие сил и средств по минимизации и ликвидации последствий, регулярность их участия в учебно-тренировочных занятиях);
- организация работы по противодействию идеологии терроризма, в том числе по реализации требований Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации и в автономном округе (реализация запланированных мероприятий; проведение общепрофилактических и адресных профилактических мероприятий с гражданами, наиболее подверженными идеологии терроризма; выявление источников информации, распространяющих материалы с признаками пропаганды террористической идеологии (в том числе в сети Интернет); информационно-пропагандистское сопровождение деятельности АТК МО; мониторинг общественного мнения населения в сфере профилактики терроризма и противодействия его идеологии).

Методика состоит из трех разделов:
1 раздел – «Организация работы по выполнению требований законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам профилактики терроризма и контроляих исполнения».

Справочно: в ходе оценки эффективности деятельности муниципалитета в данной сфере особое внимание уделяется следующим направлениям деятельности: организации работы по выполнению требований законодательных и других нормативных правовых актов, качеству планирования работы Комиссии, контролю за исполнением решений АТК автономного округа и собственных решений, а также качеству планирования и контролю за исполнением решенийрабочих органов АТК муниципального образования.

2 раздел – «Организация работы по профилактике терроризма».

Справочно:второй разделпосвящен анализу проведения мероприятий антитеррористической направленности, результатам обучения по вопросам профилактики терроризма и противодействию его идеологии, обеспечению антитеррористической защищенности (безопасности) объектов (мест, территорий), организации работы по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.

3 раздел – «Организация работы по противодействию идеологии терроризма, в том числе по реализации требований Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации».

Справочно:третий раздел посвящен вопросам организации работы по противодействию идеологии терроризма, информационно-пропагандистскому сопровождению антитеррористической деятельности Комиссии, эффективности принимаемых мер и мониторингуполитических, социально-экономических и иных процессов, влияющих на ситуацию в сфере противодействия терроризму.

Начиная с 2023 года в ходе работы Рабочей группы осуществляется контроль за реализацией на объектах дополнительных мер, определенных в установках Председателя НАК.

Эффективность деятельности АТК муниципального образования оценивается по трехбалльной шкале: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».Оценка разделов вычисляется путем среднеарифметического сложения баллов проверенных показателей.Полученные результаты отражаются в итоговой ведомости и приобщаются к акту. В случае, когда деятельность АТК муниципального образования оценена Рабочей группой «неудовлетворительно», на очередном заседании региональной Комиссии принимается решение о проведении повторных контрольных мероприятий.

Перед тем как преступить к работе, руководителем Рабочей группы составляется план осуществления оценки эффективности деятельности АТК муниципального образования, который утверждается руководителем Аппарата АТК автономного округа.

Кроме того, в целях объективной оценки эффективности деятельности АТК муниципального образования руководителем Рабочей группы заблаговременно запрашивается информацияв правоохранительных и контрольно-надзорных органахавтономного округа о нарушениях законодательствав сфере противодействия терроризму на территории того или иного муниципального образования.

Таким образом, Рабочая группа находится в постоянном взаимодействии с Прокуратурой автономного округа, Сургутской транспортной прокуратурой, региональными подразделениями ФСБ, МВД, МЧС, Росгвардии и Ространснадзора.

Практическая деятельность рабочей группы в муниципальном образовании разбита на три этапа.

На первом этапе проводится выборочная проверка нескольких объектов возможных террористических посягательств, расположенных в границах муниципалитета. Выбранные объекты обследуются и оцениваются на соответствие требованиям антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности в соответствии с требованиями профильных постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих требования к их защищенности.
 

Справочно: всего за период с 2015 года по текущий период 2023 года Рабочей группой обследовано 500 объектов, в том числе: объектов спорта – 96, образования – 124, культуры – 79, мест массового пребывания людей – 46, транспорта – 26, гостиниц – 44, социального значения – 20, культа – 10, торговых центров – 32, жилищно-коммунального комплекса, водоотведения – 13, здравоохранения – 8, объект связи – 2.В ходе работы было выявлено более 2000 недостатковв инженерно-технической укрепленности объектов.

На втором этапе изучается документация АТК муниципального образования, качество ее составления, актуальность и своевременность разработки. К основным документам относятся:
- правовые актымуниципальных образований о создании Аппарата АТК и постоянно действующих групп АТК муниципального образования;
- положения, иные документы структурных подразделений исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, а также должностные регламенты (обязанности) заинтересованных должностных лиц, в которых должны быть закреплены полномочия, предусмотренные ст. 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года
№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (по компетенции и сферам деятельности);
- планы мероприятий по обеспечению безопасности личности общества и государства при установлении уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территорий, объектах) муниципального образования, предусмотренных Указом Президента РФ от 14.06.2012 № 851 ;
- планы(программы) комплексных мероприятий по профилактике терроризма на территории муниципального образования;
- планы работы АТК и постоянно действующих рабочих групп АТК муниципального образования;
- протоколы заседаний АТК муниципального образования за проверяемый период;
- отчетные материалы по организации контроля за исполнением поручений НАК, АТК автономного округа и решений АТК муниципальных образований;
- отчеты о деятельности АТК МО за отчетный период (за полугодие, год);
- документы подтверждающие обучение специалистов, отвечающих за вопросы профилактики терроризма в муниципальном образовании;
- отчетная информация о проведении (участии) в обучающих информационно-методических мероприятиях по вопросам профилактики терроризма и противодействия его идеологии (форумы, семинары, круглые столы и т.п.);
- планы работы АТК муниципального образования по противодействию идеологии терроризма и контрольные материалы о реализации мероприятий.

Третий этапсвязанс подготовкой итогового документа Рабочей группы – Актом оценки эффективности деятельности АТК муниципального образования. Акт формируется из двух частей:
- первая часть содержит информацию о недостатках, выявленных Рабочей группой, со ссылкой на критерий оценки эффективности, отраженный в Методике, пункты постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующие требования к АТЗ объектов, а также примеры передового опыта;
- вторая часть содержит рекомендации по устранению выявленных недостатков и рекомендуемые сроки их устранения.

Акт подписывается коллегиально руководителем и членами Рабочей группы, а также согласовывается с председателем АТК муниципального образования и руководителем Аппарата Комиссии.

Акт утверждается руководителем Аппарата АТКавтономного округа и направляется в адрес муниципалитета. Копии актов направляются УМВД, Росгвардию, МЧС, ФСБ и Прокуратуру. Выписки в части, касающейся недостатков в антитеррористической защищенности объектов, направляются в заинтересованные исполнительные органы и заместителям Губернатора автономного округа, являющимся руководителями постоянно действующих рабочих групп АТК (по компетенции).

С целью организации контроля за устранением выявленных недостатковМетодикой утвержден образец Плана мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе оценки эффективности деятельности АТК муниципального образования. В указанном плане отражаются: мероприятие, рекомендуемое к реализации;должностное лицо, ответственное за исполнение мероприятия; срок реализации мероприятия; подпись должностного лица о том, что он ознакомился с поручением. План утверждается главой, председателем АТК муниципалитета, исполнение мероприятий плана контролируется Аппаратом АТК муниципального образования.

Если в ходе оценки эффективности деятельности АТК муниципального образования устанавливается факт неисполнения решения АТК автономного округа, то в соответствии со статьей 7.1 Закона автономного округа от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях»составляется протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица допустившего неисполнение (нарушение сроков исполнения) решения АТК автономного округа.

Справочно:
В сентябре 2017 года, в ходе оценки эффективности деятельности АТК города Мегиона было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении руководителя аппарата АТК города Мегиона за неисполнение решений АТК автономного округа. Решением мирового суда должностное лицо администрации города Мегионапривлечено к административной ответственности и оштрафовано на 30 тысяч рублей.

В апреле 2019 года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении руководителя аппарата АТК Березовского района за неисполнение решений АТК автономного округа. Решением мирового суда должностное лицо администрации Березовского района привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

В сентябре 2021 года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении начальника отдела дорожного хозяйства и транспорта администрации города Урай за неисполнение решений совместного заседания АТК и Оперативного штаба автономного округа. Решением мирового суда должностное лицо администрации города Урай привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

В марте 2022 годабыли возбуждены дела об административном правонарушении в отношении:
- МКУ города Нягани «Управление городского хозяйства» за неисполнение решений совместного заседания АТК и Оперативного штаба автономного округа. Решением мирового суда в отношении юридического лица привлечено к административной ответственности и оштрафовано на 50 тысяч рублей;
- МКУ города Нягани «Дирекция по эксплуатации служебных зданий» за неисполнение решений совместного заседания АТК и Оперативного штаба автономного округа. Решением мирового суда юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

В соответствии с планом работы АТК автономного округа, ежегодно в IV квартале, рассматривается вопрос: «Об устранении недостатков в деятельности АТК муниципальных образований», в ходе которого Губернатором Югры – председателем АТК автономного округапроводится заслушивание глав муниципальных образований, которые подвергались оценке эффективности деятельности АТК муниципальных образований.

Справочно:за период 2017-2022 годовна заседаниях окружной Комиссиибыли заслушаны 29председателей АТК муниципальных образований (лиц их замещающих).

Положительный опыт работы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по оценке эффективности деятельности муниципальных антитеррористических комиссий был отмечен Аппаратом Национального антитеррористического комитета в феврале 2019 года в ходе тематической проверки организации и состояния профилактической работы, осуществляемой АТК муниципальных образований.