Брифинг Информационного центра НАК: «Установление уровней террористической опасности в России – новый шаг в обеспечении безопасности общества и государства». Интерфакс. 21 июня 2012 года
Из стенограммы брифинга
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. У нас сегодня брифинг советника председателя НАК, руководителя Информационного центра А.С. Пржездомского. Наша встреча посвящена вопросу, связанному с подписанием нового Указа о порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающего принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Надеюсь, что Андрей Станиславович попытается прокомментировать содержание этого Указа, рассказать о том, что он предполагает в плане реализации антитеррористических мер…
Пржездомский: Уважаемые участники брифинга! Информационный центр НАК продолжает свою линию на информирование общественности по актуальным вопросам противодействия терроризму, тем самым продолжает курс на открытость и готовность информационного обмена с обществом. В последнее время внимание общественности привлекло введение трех уровней террористической опасности. Необходимо отметить, что это - не спонтанное решение и не дань моде, это глубоко продуманная линия на создание целостной системы по противодействию терроризма. Все, конечно, помнят, что после всплеска террористической активности (Беслан, Норд-Ост, Нальчик), руководство страны приняло решение кардинально реформировать всю систему противодействия терроризму. Именно тогда Президент сказал, что надо создать более эффективную систему безопасности, потребовать от наших правоохранительных органов действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся новых угроз. В 2006 году был издан Указ Президента, был принят Федеральный закон «О противодействии терроризму» и соответствующий Указ. Они заложили основы комплексного подхода и определили три основных направления: профилактика, то есть меры социально-воспитательного характера, борьба с терроризмом, то есть силовое подавление, минимизация и ликвидация последствий теракта.
Сегодня у нас в стране уже существует в управленческом плане общегосударственная система противодействия терроризму, которая включает в себя две достаточно четкие вертикали: НАК и антитеррористические комиссии на местах, Федеральный оперативный штаб и оперативные штабы на местах. Первая вертикаль занимается в целом профилактикой предупреждения терроризма, вторая - занимается его силовым подавлением. Введение уровневой системы ситуационного реагирования на угрозу совершения терактов - это логическое продолжение всей цепочки действий. Это - веление времени, если хотите, не ради системного подхода, а для того, чтобы в стране действовала четкая, взвешенная и динамичная система.
Этапов введения трехуровневой системы всего три. На первом этапе уже был законодательно урегулирован этот вопрос. В 2010 году были внесены изменения в Закон «О противодействии терроризму». Сейчас с принятием Указа, который вступит в силу в ближайшее время, вводится порядок установления уровней террористической опасности. И здесь мы переходим к следующему этапу, по существу к перечню конкретных мер и действий по реализации всего этого направления. Таким образом, в самое ближайшее время вся эта система начнет реально работать.
Что же из себя представляют три уровня террористической опасности? Что же все таки вводится? Расскажу об этом.
Первый низший уровень, так называемой «повышенной» опасности - по цвету синий. Это когда информация о возможном теракте, террористическом проявлении требует проверки и степень ее достоверности сомнительна.
Второй уровень, средний, - более серьезный, окрашенный в желтый цвет. Это уже когда спецслужбы, правоохранительные органы располагают подтвержденной информацией о возможном террористическом акте.
Третий уровень, высший, так называемый «критический» уровень, окрашен в красный цвет. Это уровень, когда уже либо свершился террористический акт либо когда мы не можем его избежать. Таким образом получился светофор! Правда, один из цветов не зеленый, а синий, что сделано, прежде всего, чисто психологически, для того, чтобы граждане, у которых сложилось впечатление, что зеленый цвет это цвет - свободного прохода вперед, не воспринимали его, как абсолютно благополучный, поскольку нижний - синий уровень, тоже обладает определенной степенью опасности.
Таким образом, не случайно появились эти три уровня, два крайних по степени угрозы и один промежуточный. Это своего рода этапы приведения общегосударственной системы к адекватному реагированию, на ту той или иную угрозу. Каждому уровню соответствует определенный алгоритм мер с четко очерченной компетенцией, которая видна невооруженным глазом. Например, первый уровень, нижний, так называемый «повышенный». В рамках этого уровня происходит, определяются конкретные меры, например, осуществляется дополнительный инструктаж и задействование нарядов полиции, патрулирование улиц, вокзалов, других объектов, введение дополнительных досмотров в аэропортах, осмотра транспорта, газопровода других экономических объектов, разведка и проверка маршрутов движения для того, чтобы определить, где возможно находятся взрывные устройства.
На втором, более высоком уровне, когда уже есть проверенная информация, включаются другие механизмы. Это розыск лиц, если есть данные об этих лицах, мероприятия по ужесточению контроля за регистрацией российских граждан и проживание иностранцев на территории Российской Федерации, готовность объектов и так далее.
Третий, «критический», самый острый уровень, это когда уже вопрос идет о жестких досмотровых мероприятиях относительно всех транспортных средств, приведении в готовность всех действий в рамках режима чрезвычайной ситуации, подготовке мест для размещения возможных пострадавших в результате террористического акта, усилении охраны объектов…