Вы здесь

Филатов А. «Позывной – Ленин». Статья в газете «Спецназ России» №02(220). Москва, февраль 2015 года

В Москве открыта мемориальная доска Герою Российской Федерации Владимиру Ульянову — офицеру «Альфы», погибшему при проведении специальной операции в Чечне. Знаковое мемориальное событие произошло в школе №2010 имени Героя Советского Союза М. П. Судакова.

ВОЙСКОВОЙ РАЗВЕДЧИК
В нашей Группе «А» Владимир получил прозвище «Ленин». Таким же, кстати, был его позывной. Это было связано и с тем, что наш товарищ являлся тезкой «вождя мирового пролетариата», и благодаря своей эрудиции. Ульянов действительно много знал, многое умел и готов был общаться на любую тему.
Владимир Ульянов родился 2 февраля 1965 года в Москве. Трудно было представить, что из этого тихого, спокойного и застенчивого мальчика, которого на улице защищал старший брат Андрей (у них разница почти полтора года), вырастет такой боец! Но жизнь часто полна парадоксов. И порой человек со статью и мужественной внешностью Жана Маре вдруг оказывается слабаком и трусом, а другой, вроде бы обычный «парень с нашего двора», выбирает суровую профессию и в критической ситуации проявляет себя как настоящий герой. Глупо встречать по внешности, по одежке.

Жили Ульяновы в окраинном районе Люблино. Мама, Светлана Петровна, работала в наркологической больнице в процедурном кабинете. Сильная, волевая женщина. Трудилась с утра до вечера.

Володя учился в средней школе №487 (ныне — школа №2010 имени Героя Советского Союза М. П. Судакова) на улице Верхние Поля. К старшим классам он возмужал, приобрел те бойцовские качества, что столь необходимы мужчинам в нашей жизни, а уж сотрудникам спецназа — тем более. Он решил стать летчиком, увлекался дзюдо и парашютным спортом.

После школы Владимир окончил Московский авиационный приборостроительный техникум имени Серго Орджоникидзе. С 1983-го по 1985 год служил в десантной части, расквартированной в Прибалтийском военном округе. Специальность — войсковой разведчик.

Отслужив, Владимир устроился на оборонный завод «Мосприбор» или, как говорили, в «почтовый ящик». Работал слесарем-сборщиком радиоаппаратуры. Одновременно, думая о будущем, поступил на вечернее отделение Московского авиационного института, окончил первый курс.

ПРИХОД В «ВЫМПЕЛ»
Несмотря на хорошую работу, вчерашний разведчик тяготился спокойной, однообразной и размеренной жизнью. И, хорошенько все обдумав, решил вернуться в десант — написал в свою часть, оттуда пришел вызов. Сложись иначе, Ульянов продолжил бы службу в ВДВ. Но встреча с Игорем Солдатенковым, товарищем по техникуму, который служил в разведывательно-диверсионном спецподразделении «Вымпел», полностью изменила его планы.

Солдатенков, как обещал, порекомендовал руководству своего товарища. Ульянова взяли на заметку и пригласили на собеседование. После он успешно прошел тестирование, сдал необходимые нормативы по физической подготовке и в 1989 году был зачислен в легендарный «Вымпел».

В июне же 1989 года Владимир женился. Его избранница Светлана, как и мама, работала медицинской сестрой.

Вскоре в семье Ульяновых родились два сына, один за другим: Алексей, в марте 1990-го, и Дмитрий — в октябре 1991-го.

— У Володьки было много интересов, увлечений, — рассказывает Светлана. — Занимался фотографией, переплетным делом. Это сейчас хорошие книги продаются на каждом углу, а тогда было время дефицита, хорошего автора днем с огнем не сыскать. Особенно писателей-фантастов. А мы как раз увлекались такой литературой. Оба. Запоем читали, когда позволяло время. Часто — на кухне, во время еды. Пока дети играли. Так вот, Володя выписывал журнал, вытаскивал оттуда какое-нибудь понравившееся ему произведение, которое печаталось по главе в каждом номере, бережно собирал, а потом переплетал в твердую обложку.

Жили Ульяновы в районе «Текстильщики». Молодые обитали в девятиметровой комнате, поначалу вдвоем, потом — вчетвером. Были счастливы, а ситуация в стране, тем временем, ухудшалась. Перестройка обернулась нарастающим кризисом, страну раздирали центробежные процессы. Потом наступил кризис 1991 года. Затем — Шоковые реформы Гайдара.

В составе «Вымпела» прапорщик Ульянов побывал во многих горячих точках, которые, одна за другой, заполыхали на территории Советского Союза. Степанакерт (Нагорный Карабах), Ереван, Баку, Тбилиси, Кишинёв, Душанбе, Вильнюс… В этих условиях специальные подразделения «Альфа», «Вымпел» и «Витязь» вместе с десантниками использовались в качестве пожарной команды.

В «АЛЬФУ» ВОШЁЛ БЫСТРО, ОРГАНИЧНО
После событий «горячей осени» 1993 года, начавшихся с роспуска президентом Ельциным Верховного Совета России и закончившихся его расстрелом, «Вымпел» передали в систему МВД. Владимир Ульянов, как и большинство его товарищей, отказался надевать милицейскую форму, сочтя это оскорблением. И не потому, что форма эта нехороша, тут другое. Представим, как бы повели себя бойцы американской «Дельты», окажись они перед перспективой стать копами. Думаю, поступили аналогичным образом.

Ульянов перешел в Главное управление охраны России, занимался обеспечением личной безопасности статусных лиц на выездах. Но, как и прежде, когда он вернулся из десантуры на завод, ему хотелось другой жизни. В 1996 году Ульянова не выдержал и перевелся в наше Управление «А».

— Володька всегда был непоседой, — говорит Светлана. — Спокойствие? Нет, это не его! Ему хотелось «настоящей мужской работы». По этой причине он сперва пошел в «Вымпел», а потом сделал все, чтобы попасть в «Альфу». О его решении я узнала только перед обязательным собеседованием с членами семьи. Помню, к нам приезжал нынешний вице-президент Международной Ассоциации «Альфа» Владимир Елисеев.

Конечно, известие это не явилось для меня ушатом холодной воды. Живя рядом с человек, пусть и с таким скрытным, как Володя, начинаешь что-то подозревать, о чем-то догадываться. Естественно, я высказала свои опасения. Всякое может случиться! На что Володя ответил: «и кирпич может упасть на голову». Короче, свой выбор он сделал. Оставалось только его принять.

…В нашем подразделении есть институт наставничества. Я был тогда начальником оперативной группы, и Володя Ульянов, как новый сотрудник, был первое время моим подопечным. Он запомнился мне как человек очень активный, интересующийся и при этом вежливый, корректный.

В боевой коллектив «Ленин» вошел быстро, органично. Как-никак, а за плечами у него был «Вымпел» и служба в ГУО! Он мог и азимут взять, и по компасу в горах пройти, и «вертушку» при необходимости посадить. Отличный минер-подрывник. Никакой робости или смущения с его стороны не ощущалось. Владимир вел себя абсолютно естественно, словно бы давно служил в Группе «А». Вот что значит своя среда!

Ульянов неоднократно участвовал в сложных спецоперациях в разных точках страны, которые выпадали на долю подразделения, в том числе неоднократно выезжал в Чечню. Там, находясь на острие событий, ему доводилось работать по главарям банд, применять навыки специалиста по минно-взрывному делу. При этом быстро оценивал обстановку и старался найти оригинальные, нестандартные способы решения поставленной задачи.

Как и многие коллеги, Ульянов окончил Академию ФСБ. До этого, служа в «Вымпеле», он экстерном получил образование в одном из военных училищ.

Как и все наши товарищи, Володя не ставил в известность родных о характере своей профессиональной деятельности. Ни мама, Светлана Петровна, ни жена Света, не были посвящены в тонкости его работы. Хотя к тому времени «Альфа» перестала быть «сверхсекретным отрядом КГБ», так что при желании из публикаций в прессе можно было составить достаточно полное представление о том, чем же занимается майор Ульянов. Но то — сторонние источники…

О боевых заслугах мужа Светлана узнала совершенно случайно, когда Ульяновы в 2000 году переезжали на новую квартиру на Мичуринском проспекте. В свертке, попавшемся ей под руку, она обнаружила медали «За отвагу», Суворова…

ЗАСАДА У ЯЛХОЙ-МОКХ
Летом 2003 года оперативно-боевой отдел, в котором служил Ульянов, вылетел в очередной раз на Северный Кавказ. Сотрудники, словно двужильные, работали по выявленным адресам, где находились или могли скрываться главари банд, иностранные наемники и матерые боевики. Без потерь «альфовцам» удалось ликвидировать горную базу террористов.

В один из дней сентября была получена агентурная информация, которую необходимо было срочно отработать. Действовала сводная группа Центра специального назначения ФСБ. Непосредственно в адрес, где скрывался бандит, предстояло зайти сотрудникам «Альфы». Так, кстати, работали и по Масхадову, и по идеологу «Имарата Кавказ» Саиду Бурятскому.

Штурмовая группа выехала на двух «Газелях». Так получилось, что майор Ульянов первым ворвался в дом. Нужно было не потерять фактора внезапности. «Амир» успел выхватить пистолет-пулемет Стечкина, но был тут же обезоружен.

Едва отдышались, как поступила новая вводная — срочно нужно отработать по двум «амирам», находящимся в окрестностях селения Ялхой-Мокх, поблизости от базы боевиков. И приказ — взять живыми! По ходу передвижения.

Населенный пункт, в районе которого предстояло работать, находится на правом берегу реки Гумс, к юго-востоку от районного центра Курчалоя. В переводе с чеченского название села означает «шесть стражников страны». Кажется, так.

Операция проводилась в ночь на 8 сентября. Чтобы не засветиться, спецназовцам пришлось действовать малым числом, двумя группами по три человека. Использование на заключительном этапе автомобильного транспорта полностью исключалось, поскольку шум моторов переполошил бы всю округу!

Спецназовцы, одетые в штатское и «при бородах», провели рекогносцировку, определились с характером предстоящих действий. Потом уже переоделись в военную форму. Замаскировались в кронах деревьев на опушке поляны. Ночь была лунная, но видимость не очень.

Разместились, приготовились. А минут через десять-двенадцать из темноты возникли террористы. Как потом оказалось, они были вооружены автоматами с подствольниками, ручными гранатами.

Владимир Ульянов работал в первой группе захвата. Во время броска он был смертельно ранен. Второй «амир», успевший открыть огонь, был уничтожен на месте бесшумным оружием, — он и все телохранители.

Потом был спешный отход по ночному лесу. Около часа ребята несли раненого Володю. Навстречу им с базы «Альфы» выдвинулась бронетехника. Встретились, и тут же за жизнь Ульянова стал бороться опытный военный медик, но поделать он уже ничего не мог…

 

«ТЫ МЕНЯ НАВСЕГДА ЗАПОМНИШЬ МОЛОДЫМ»
Утром 12 сентября 2003 года в Елоховском кафедральном соборе на Бауманской и на Николо-Архангельском кладбище спецназ прощался с майором Управления «А» Центра специального назначения ФСБ Владимиром Ульяновым, с нашим «Лениным».

Как помню, это был первый день бабьего лета. В Москве стояла теплая, даже по-летнему жаркая погода, но в Елоховском соборе — прохладно. Потрескивали свечи, плыл запах ладана. Под сводами разносились слова молитвы: «Упокой, Господи, убиенного воина Владимира…»

Место последнего упокоения старшего оперуполномоченного Владимира Ульянова — могила, выкопанная недалеко от белоснежного трехметрового каменного памятника-стелы, установленного летом 2000 года. Рядом спят вечным сном его боевые товарищи по «Альфе» и «Вымпелу». Действующие сотрудники, ветераны…

От центральных ворот кладбища, по обе стороны аллеи, ведущей к памятнику, застыли с автоматами в руках, словно изваяния, солдаты почетного караула. Началось прощание. Нескончаемой цепочкой к гробу идут боевые товарищи, ветераны. Многие из представителей старшего поколения «Альфы» не знали при жизни Владимира, но в тот день у нас всех было общее горе. Одно на всех.

Прозвучал троекратный залп. Военный оркестр исполнил государственный гимн. Почетный караул, чеканя шаг, прошел торжественным маршем мимо могилы шестнадцатого погибшего сотрудника Группы «А».

Рассказывает Светлана Ульянова:
— Уже там, в командировке, когда собирались на задание, Володя почему-то стал раскладывать вещи: «Это передадите туда, это — туда». Не знаю, что это было. Предчувствие? Сложно сказать… Друг его, Павел, вспоминал… Они дружили со школьной скамьи: Павел, Олег и Володька. Так вот, встретились они случайно на улице. «Ну, ты постарел, — в шутку сказал Володя, а потом добавил: — Ты меня навсегда запомнишь молодым». Было это незадолго до последней командировки…

Указом Президента России от 6 декабря 2003 года №1445с «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания» майору ФСБ Ульянову Владимиру Алексеевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Владимир Ульянов стал в Группе «А» шестым по счету Героем Советского Союза и России. До него высшую награду государства в подразделении имели командиры «Альфы» Виктор Фёдорович Карпухин и Геннадий Николаевич Зайцев. Ею были удостоены посмертно младший лейтенант Геннадий Сергеев, убитый снайпером возле Белого дома 4 октября 1993 года, и начальник штаба полковник Анатолий Савельев, отдавший свою жизнь за шведского дипломата, которого захватил террорист 19 декабря 1997 года в Москве.

После освобождения заложников в ДК на Дубровке один из старших офицеров Группы, непосредственно участвовавших в операции, закрытым президентским указом был удостоен звания Героя России. Еще два сотрудника, майоры Юрий Данилин и Александр Перов, получили ее посмертно.
В тот год, когда погиб Володя Ульянов, мы потеряли еще двух сотрудников. Осенью 2004-го — еще трех, в Беслане.

Считается, что официально боевые действия закончились в 2009 году. Как подсчитали журналисты, официально война на территории отдельно взятого региона Российской Федерации длилась 3493 дня — это в два с половиной раза дольше, чем Великая Отечественная.

Подобно тому, как в 1980-х годах Группу «А» по приказу Председателя КГБ В. М. Чебрикова «обкатали» Афганистаном, весь состав Управления «А» неоднократно побывал в длительных командировках на Северном Кавказе. За это время его сотрудники действовали самостоятельно и в составе сводных оперативно-боевых групп ЦСН ФСБ.

Наши товарищи участвовали в штурме Грозного зимой 2000 года. На их счету сотни уничтоженных и захваченных полевых командиров, иностранных наемников, активных боевиков и их пособников, криминальных авторитетов и бандитов.

Работая вахтовым методом, сотрудники «Альфы» освобождали захваченных в плен военнослужащих федеральных сил и заложников из числа мирных граждан. Также они неоднократно обеспечивали личную безопасность первых лиц государства, включая Владимира Путина, во время их посещений Чечни.
Майор Владимир Ульянов навсегда остался на той войне…

Его сыновья избрали мирные профессии. Алексей в 2012 году окончил МГУ имени М. В. Ломоносова, факультет вычислительной математики и кибернетики. Работает программистом. Дмитрий завершает образование в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики.

Как говорит Светлана, ребята — молодцы, с правильными мыслями и правильными патриотическими взглядами. Жалко, что Володя их не видит. Такими.

Автор: Алексей Филатов, фото: Анны Ширяевой. (www.specnaz.ru)