Лупал А. «Почувствуй себя в шкуре заложника». Статья в газете «Метро». Москва, 2 сентября 2010 года
Почувствуй себя в шкуре заложника
Школьным звонком начались траурные мероприятия, посвященные шестой годовщине Бесланского теракта. Как остаться в живых, попав в руки террористов? Как не дать сломить свою волю и не сойти с ума от отчаяния?
На эти вопросы мы смогли себе ответить, пройдя курс "Бастион-2010" на полигоне Хмелевка в Калининградской области.
Автобус с журналистами ползет по проселку. Мы ждем подвоха – знаем, сейчас будет "захват террористов". Предупрежден – значит готов.Не тут-то было! Реальность, как обычно, превосходит любые ожидания.
Мужчины с оружием и в масках останавливают пазик, в салон летит дымовая шашка.– Голову вниз, руки за голову! Выходим из автобуса!На голове оказывается мешок, руки связаны за спиной. Нас, как кули с картошкой, выбрасывают из автобуса и требуют где внаклонку, где и ползком на коленях двигаться по полю.
Меня ведут первой, и это плохо – нет никакого ориентира. Спотыкаюсь на кочках, падаю как топор и утыкаюсь лбом в землю.– Голову ниже! Упали на колени! Ползем быстрее! – кто-то смеется, но тут же получает хороший тумак. Шутки кончились в автобусе.
Человеку, лежащему со связанными за спиной руками, очень сложно встать на ноги. Руки затекают моментально. Спина болит. Шея деревенеет. Сырой тряпичный мешок сдавливает дыхание. Выстрелы у виска, даже холостые, оглушают – не слышно ничего, кроме ритма собственного сердца. Преодолевая физический дискомфорт, забываешь, что это учения, и начинаешь паниковать всерьез.
Ступеньки вниз, неверный шаг – и я уже валяюсь на полу в подземелье. Мешки снимают. Глаза постепенно привыкают к сумраку.– Будэшь мой шистой жэна? – "террорист" за волосы выволакивает блондинку.– Буду! – отвечает она. А что ей еще остается?
Труднее всего очкарикам. "Можно снять очки?" – робкий вопрос вызывает нервную усмешку. Оплеуха – и очки летят на пол.
- Кто у вас главный? - этот вопрос "террористов" повергает в тупик: "главного" мы не выбирали. - Главному - встать! Иначе начинаю расстреливать всех подряд.Мне не привыкать быть первой. Встаю.
- Называй три просьбы, мы подумаем, - щедрое предложение "захватчиков" заставляет ощутить тяжесть ответственности.
– Вода, одежда, связь с близкими, – отвечаю я.
Приходит час допроса. Вопросы сыплются градом:
– Есть родные? Сколько денег заплатят? Зачем ты сюда приехал? О чем хочешь писать? Будешь за нас воевать?
Даже в условиях учений последний вопрос застает врасплох. Кто-то сомневается, некоторые соглашаются, и лишь один возражает: "Я журналист, не могу брать в руки ничего, кроме ручки!" Наши "учителя" довольны – хоть кто-то сдал этот зачет на отлично.
После полутора часов в плену и условного "освобождения", в ходе которого "убиты" почти все террористы и многие "освободители", в голове остается главная мысль: не дай Бог такому повториться наяву!
Я навсегда запомню главное правило – ни один журналистский материал не стоит человеческой жизни.
Главное – не мешать:Силовики до сих пор не могут простить журналистам "Норд-Ост".Тогда, в 2002-м, в новостях в режиме реального времени показывалось, в каком составе, с каким оружием, откуда и куда перемещались бойцы спецподразделений.
– Террористы, захватывая пленников, отслеживают телесюжеты и интернет-материалы для корректировки своих действий. Телевизионщики фактически дали террористам прямое руководство к действию, – вспоминает советник председателя Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрей Пржездомский.
– Главное для журналиста на войне, да и в любой экстремальной ситуации, – не мешать военным, – уверен полковник ВДВ, военный журналист и писатель Николай Иванов.
Статистика:За 6 месяцев в России уничтожено 180 боевиков, в том числе – главари бандформирований. Задержано 380 Сорвана подготовка почти 40 терактов. Обнаружено и изъято 265 самодельных взрывных устройств, около тонны взрывчатых веществ, большое количество оружия. Проведено 35 контртеррористических операций. Сорвана подготовка 39 преступлений террористической направленности. В пяти из них планировалось участие террористок-смертниц. Самые громкие: покушение на президента Ингушетии, взрыв на газопроводе, подрывы церквей и ЛЭП в Киргизии.
В большинстве своем террористы вербуют подростков, используя при этом самое современное техническое и психологическое оружие.– Ислам поощряет добро и категорически запрещает все, что связано с убийством и самоубийством человека, – поясняет Анжелика Цахаева, профессор, психолог контртеррористического центра. – Это большой грех – убивать кафиров (то есть не мусульман). А боевики под знаменем Ислама зовут на верную смерть 20-летних мальчиков. И это друзья? Это мусульмане?!
Специалисты насчитывают около 150 сайтов, пропагандирующих террор. Они романтизируют боевиков, приписывая им образ борцов за веру. Но вся романтика сводится к "Роллтону" вместо завтрака, обеда и ужина, к землянке вместо дома, ко вшам вместо простыней.