Вы здесь

Маркин В.В. Концептуальные подходы к формированию антитеррористической идеологии в российском обществе. Статья для II Всероссийской научно-практической Конференции в МГУ им М.В.Ломоносова. Москва, 13-14 октября 2010 года

Концептуальные подходы к формированию антитеррористической идеологии в российском обществе

Маркин В.В. – Главный научный сотрудник Института социологии РАН, профессор, доктор социологических наук

Если исходить из трактовки идеологии терроризма, то в Федеральном законе № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дано определение терроризма как идеологии насилия и практики воздействия на принятие решений органами государственной власти, связанной с устрашением населения и противоправными насильственными действиями. Антитеррористическая идеология должна несистемной идеологии (терроризма) противопоставить себя как системную. Антитеррористическая идеология должна быть идеологией гуманизма, миролюбия и толерантности, что также требует дополнительной расшифровки. Толерантность и гуманизм должны быть ограничены определенными рамками, дабы избежать слишком широкой трактовки.

Причем формирование антитеррористической идеологии должно происходить на основе общероссийской гражданской идентичности. Мы не употребляем понятие патриотизм, хотя совершенно напрасно. Воспитание граждан всех групп населения и организаций в духе общественной безопасности, принятие решений органами государственной власти и т.д. поспособствует тому, что мы получим системный адекватный ответ на вызов террористов в идеологической сфере. На мой взгляд, антитеррористическая идеология должна формироваться как многоуровневая система взглядов, убеждений и установок, от социума до каждого гражданина. Она должна включать, по меньшей мере, три уровня. Высший уровень, где антитеррористическая идеология является важной частью идеологии национальной безопасности, о чем говорил В.Н. Кузнецов, и органично вплетаться в общенациональную идеологию.

Здесь я полностью разделяю позицию Ю.И. Авдеева о том, что в Конституции не разрешается государственная идеология. Конечно, нужно постепенно готовить предложения по внесению поправки в Конституцию. Но кто нам может запретить формировать общенациональную идеологию? Ее нужно формировать на базе общегражданской российской идентичности. Мы убеждаемся в важности этого, проводя массовые социологические исследования.

Второй уровень, средний – антитеррористическая идеология на своей специфической теоретико-концептуальной основе системно противостоит эклектической смеси прикрытий и обоснований терроризма. В этой части антитеррористическая идеология должна вскрывать основания, нейтрализовывать их воздействие на эмоциональную сферу. На третьем, низшем, первичном уровне – антитеррористическая идеология посредством специальных информационно-пропагандистских технологий обеспечивает виды и формы борьбы с терроризмом. В частности, это профилактика терроризма, предотвращение терактов, контртеррористические операции, переговоры, освобождение заложников и т.д.

Эта система должна реализоваться и через определенную стратегию. Основными направлениями этой стратегии являются следующие. Во-первых, сфера социальной политики, которая должна учитывать диспропорции в развитии регионов, бедность населения, на фоне которых формируются потенциальные террористы. Хотя в террористы идут и представители среднего класса, и богатые. Социальная политика, направленная на повышение уровня и качества жизни, требует преодоления диспропорций социального мира, сокращения безработицы, особенно среди молодежи. В Дагестане недавно проводились мероприятия антитеррористической направленности, в ходе которых мы разговаривали с коллегами. Основная масса молодежи там не имеет работы, в том же Каспийске или Махачкале. А вербовщики работают целенаправленно, посылая определенную часть молодежи в места сборищ террористов.

Вторая составляющая стратегии – это профилактическая работа антиэкстремистской направленности среди населения по целевым группам. Необходимо воспитание молодежи в духе миролюбия, толерантности, дружбы народов против ксенофобии, национализма и расизма посредством плановых информационно-пропагандистских мероприятий, использования СМИ, особенно Интернета, и повседневные профилактические действия местных властей, особенно в отношении молодежи. Третья составляющая – это общественное мнение о преступлениях, которые совершаются и могут совершаться террористами. Речь идет о механизмах морального осуждения, направленного на прекращение преступной деятельности и предотвращение террористических проявлений.

Четвертое – идеологическое обеспечение уголовного преследования террористов. Террористы убивают население, бряцают оружием. Федералы в борьбе с терроризмом используют вооруженные силы. Нужно разъяснять особенности КТО в ходе информирования населения. Далее необходимо остановиться на информационном сопровождении амнистии. Здесь главный момент – адаптация, поскольку такие люди воспринимаются среди своего народа как вероотступники.

Шестая составляющая – это идеологическое обеспечение мер безопасности, направленных на охрану возможных объектов террора. Должна проводиться серьезная профилактическая работа, связанная с общей работой по охране объектов. Необходимо применять и специфические информационно-пропагандистские технологии, обучающие программы, обучать ответственных за это лиц. Наконец, седьмая составляющая стратегической линии антитеррористической идеологии аккумулирует все выше сказанное. Это культурно-просветительская, образовательная деятельность, направленная на формирование общественного сознания, воздействия на восстановление позитивных ценностных ориентиров у людей. В настоящее время во многих регионах идет ценностная дезориентация населения.

Наконец, в настоящее время выявляются социологические и аксиологические методы в сфере распространения антитеррористической идеологии. Необходимо распространять сложившиеся социально-ценностные ориентации антитеррористической направленности, формировать социально-ценностные установки с учетом целевых групп, региональных и местных возможностей. Самое главное – это воспитание активной гражданской позиции в духе миролюбия, ненасилия, мирного разрешения конфликтов и этноконфессиональной толерантности.

Сегодня коллега из Удмуртии подробно рассказал нам о программно-целевом методе формирования антитеррористической идеологии. Я бы этот метод включил в более широкий блок программно-сетевого распространения. Терроризм распространяет террористические идеи через свои сети. Поэтому на единой программной основе должна существовать сеть, которая бы работала и против вербовки террористов, и по другим направлениям. Третья группа – это средства и технологии, которые должны использовать и социально-ценностные методы, и программно-сетевые методы. Параллельно с нами работает секция по СМИ, там тоже присутствует наш представитель. В Институте социологии РАН этими проблемами занимается Центр региональной социологии и конфликтологии. Они – специалисты по информационно-пропагандистским технологиям, в частности по формированию информационного эталона в подаче СМИ, по проведению пропагандистских кампаний, по обеспечению контртеррористических мероприятий соответствующей информацией.

Теперь перейдем к изучению организационных механизмов. НАК с момента своего создания активно работал в том числе и в профилактическом направлении, подтверждением чему является нынешняя конференция. На ней активно сегодня выступали наши коллеги из регионов. Нам представляется, что основным оплотом общегосударственной политики сегодня являются именно регионы. Теракты происходят ведь в конкретных местах. И основная тяжесть противодействия терроризму лежит на муниципалитетах, организациях и предприятиях в регионах. Поэтому именно там сеть противодействия терроризму и должна формироваться.

Важным направлением является координация этой деятельности со стороны региональных АТК, а также создание образовательных и культурно-просветительских учреждений, сети общественных, информационно-аналитических и пропагандистских центров антитеррористической направленности. Эти центры должны иметь свою группу содействия в ТОСах, ПСЖ, на предприятиях и распространять там свое влияние. Только система противодействия терроризму силами гражданского общества может дать определенный эффект в нашей работе.