Неклеев С.Э. Средства массовой информации и информационные технологии противодействия террористическим организациям. Статья для II Всероссийской научно-практической Конференции в МГУ им М.В.Ломоносова. Москва, 13-14 октября 2010 года
СМИ могут выполнять и функцию нейтральной рефлексии. Возможно, именно она самая сложная в реализации. Ее характеризует чрезвычайная проницательность и взвешенность при подаче информации. Аудитории представляется информация, состоящая из тщательно подбираемых фактов и событий из информационного поля с таким условием, чтобы при оценке и анализе этой информации она могла самостоятельно принять решение по проблеме без широкого общественного обсуждения. Такие возможности могут быть только тогда, когда СМИ выступает в обществе социальным партнером, и при условии, что уровень самосознания и активности общества достаточно высок.
В арсенал задач, решаемых СМИ в ходе информационно- психологического противоборства, входит перестройка общественного мнения любыми возможными средствами манипуляции, вплоть до дезинформации и диффамации. Это достигается в основном в результате провоцирования непрекращающихся скандалов. Аудитория постоянно находится под информационно-эмоциональным прессингом. Наилучший момент для реализации данной функции - когда аудитория еще не имеет устоявшихся ценностей или они находятся в стадии становления.
Необходимо выделить и функцию информационного прикрытия. В метафоричном восприятии ее можно сравнить с артподготовкой на войне. На информационном поле создается похожая ситуация. СМИ отвлекает внимание общественного мнения от какой-либо проблемы. Для решения этой задачи есть немало средств: начиная от простого переноса информационного акцента до введения временных ограничений в информационном поле. Происходит это до банальности просто. Закрываемая тема сначала перебивается другой «не менее важной», после чего перемещается на вторые-третьи места, а затем плавно выводится из информационного поля. Когда же все будет готово, тема с шумом вернется на первые полосы. Правда, зачастую понять, что то или иное СМИ приступило к реализации данной функции, достаточно сложно, так как она в большей степени связана с организационной деятельностью редакции.
Для лучшего понимания деятельности СМИ как субъекта информационно-психологической безопасности надо рассмотреть средства массовой информации при различных угрозах информационно- психологической среде.
Угроза международного терроризма коренным образом отличается от всех видов военных угроз, особенно в информационной сфере. Малая группа, обладающая всеми ресурсами информационного характера, такими как возможность провоцирования информационных поводов, организации ситуации эксклюзивности информации, сбора и анализа с последующим представлением данных о деятельности своего противника, каналами распространения информации, защищенными от внешних воздействий, развитой сетью общественной коммуникации, может за считанные часы спровоцировать разрушение национального информационного поля. Основным инструментом разрушения информационной сферы станет страх и ужас (terror (лат.) - ужас), которые в свою очередь породят панику, социальную нестабильность, внутриполитический кризис из-за нерешенности проблем безопасности, и, в конечном счете, разрушение общественных связей внутри самого общества.
Если при классических формах военных угроз противник всегда четко определяем, то здесь угроза растворена. Террористы наносят удар ниоткуда и исчезают в никуда. Террористические организации обладают свойствами, больше присущими партизанскому движению, но при этом лишены четких очертаний. Их сила в неуязвимости. Их принцип - не наносить тяжелые удары, как при боевых действиях, а постоянно разить в самые уязвимые места, лишать покоя и уверенности. Закон их существования - игра на несовершенстве современного закона: днем они простые граждане, а ночью безжалостные убийцы. Характер действий современного терроризма можно охарактеризовать как удар из-за угла или со спины, основа основ - никогда и ни в какой области не вступать в открытый бой .
Журналистика и СМИ в условиях противостояния терроризму.
Отличительная черта информационной работы террористов - привлечение внимания к своей деятельности наиболее влиятельных СМИ национального и глобального уровня. При этом они постоянно поддерживают к себе интерес в компьютерных информационных полях, таких как интернет, где вероятность задержания равна нулю. В подобных условиях СМИ нуждаются в скоординированной политике противодействия информационной работе террористов.
В этих условиях СМИ могут занять позицию регулятора общественных процессов, поскольку им под силу остановить панику. СМИ не должны стесняться активно вмешиваться в умонастроения общества, используя средства психологической манипуляции. Человек - существо коллективное, поэтому если вовремя его не остановить, он уничтожит сам себя. Не исключено, что придется использовать и механизмы самоцензуры, а также добровольное принятие на себя ограничения некоторых прав и свобод.
Проблема организации деятельности СМИ в условиях угрозы международного терроризма сопряжена с поведением СМИ в условиях локальных войн. Рано или поздно силовые ведомства стран, подвергшихся атаке со стороны террористов, находят сердце той или иной террористической группы. Тогда вспыхивает локальная война.
Следует подчеркнуть, что современный терроризм обладает различными моделями деятельности организаций. Есть организации, базирующиеся в целом ряде стран и действующие по всему миру. Другие же сосредотачивают свою активность в странах одного конкретного региона, преследуя цели разжигания межэтнической и межрелигиозной вражды. Есть и такие, у которых боевое крыло действует на территории одной конкретной страны, а управляется и финансируется из центров, раскиданных по всей планете. Деятельность организаций последних двух типов, как правило, приводит к конфликтам как в Чечне и Косово, а деятельность террористических групп, организованных на принципах первой модели, заставляет искать центр террористической организации, а лишь затем наносить удар. Но при всех вариантах общества входят в состояние локальной войны.
Ситуация локальной войны должна заставить СМИ очень взвешенно отнестись к распространяемой информации. Структура информационного потока должна претерпеть значительные изменения. Форма подачи материалов СМИ опирается на выполнение функций агентов воздействия и контрвоздействия, манипулятивных функций, активно задействуется система фильтрации информации. Это вызвано тем, что обе стороны конфликта имеют прямой доступ к СМИ. А тип войны обуславливает и противостояние на информационном поле, где война ведется за умы людей.
Общественное мнение становится оружием. Войскам требуется теперь не правительственный приказ, а моральная индульгенция общества. Принятие обществом силового сценария обеспечит приток финансовых и технических средств в войска, а также обеспечит успешность мобилизационной политики. Вместе с этим работа по удержанию настроя общественного мнения должна проводиться до тех пор, пока военные полностью не уничтожат физическую угрозу. Дальше приоритет будет смещен на создание на «освобожденных» территориях безопасной психологической среды за счет изменения ценностных установок общества и корректировки некоторых аспектов национального самосознания.
К наиболее сложным вопросам, решаемым СМИ в период локальных конфликтов, относится работа по блокировке и нейтрализации информации, проходящей по альтернативным каналам СМИ. Как правило, это прямо или косвенно сочувствующие террористам СМИ. Здесь вектор активности разделяется на два направления: техническое противодействие и информационно-психологическое воздействие. Технические меры охватывают приемы так называемого «плохого сигнала», или электронной и кибервойны, - особый комплекс мероприятий, направленный на внесение сбоев в работу компьютерной, телекоммуникационной и передающей техники. Печатные СМИ не рассматриваются как особая угроза, проблемы с языком и транспортировкой сводят все усилия на нет. Наибольший объем технической работы ложится на уничтожение веб-сайтов, серверов и порталов, разделяющих взгляды террористов. В арсенале этой борьбы находятся средства программного и аппаратного уничтожения систем. Они охватывают создание и распространение в этих системах вирусов, откровенных взломов, перекачивание информации, блокирование работы за счет непрямых средств, забрасывание письмами- ловушками, создание логических бомб и т.д. Чаще всего эту деятельность проводят сами военные.
А вот информационно-психологическая работа практически полностью отдана в ведение СМИ и отделов психологических операций. Она значительна сложнее, так как требует доскональной изученности противника и его возможностей. Основное направление - это создание механизмов психологической защиты, которые могут охватывать как технологии отторжения информации с другой стороны, так и полное игнорирование всех проблем, связанных с культурами, похожими на родную среду террористов. Для чего в СМИ могут привлекаться специалисты по работе с массовым сознанием и с сознанием толпы. Настоящая психологическая война - бескровная, без жертв и разрушений. Она уничтожает и модифицирует психические и поведенческие системы как войск, так и мирных жителей противника. Именно эта характеристика позволила психологической войне стать одним из основных средств по противодействию терроризму.