Вы здесь

Грачев С.И. Проблемные аспекты в структуре образовательных программ и методик при системном формировании антитеррористической идеологии. Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 18-19 октября 2012 года

Грачев С.И. Проблемные аспекты в структуре образовательных программ и методик при системном формировании антитеррористической идеологии. Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Комплексный подход к формированию и функционированию системы противодействия распространению идеологии терроризма».

 

В статье рассмотрены вопросы программного и методического начала при изучении базовых концептов, технологий и механизмов антитеррористической деятельности современного государства в рамках гуманитарных факультетов высших учебных заведений.
Ключевые слова: терроризм, антитеррористическая деятельность, профилактика, предупреждение, методика, программы.

Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы, угрожающие масштабы и обещающих человечеству самые катастрофические последствия. Террористические акты чаще всего приводят к массовым человеческим жертвам, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, нарушают поддержание социальной дисциплины, рождают ситуацию глубокой вражды между государствами и народами. Они провоцируют войны между нациями и религиями, ненависть и недоверие между социальными группами и экономическими объединениями, которые невозможно преодолеть даже в течение жизни одного поколения.

При этом терроризм в настоящее время – это не какое-то разовое, случайное проявление, посягающее на права и свободы отдельных граждан. Сегодня его следует рассматривать как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Это объясняется тем, что, во-первых, терроризм подрывает систему государственной власти и управления, снижая таким образом эффективность управления обществом, регулирования социально-политических процессов; во-вторых, ослабляя государственные и общественные структуры, он усиливает влияние в обществе оппозиционных антиконституционных образований; в-третьих, активизируя морально-психологическое воздействие на население, он вызывает хаос, беспорядки, ожесточенность людей по отношению друг к другу, что опять-таки используется субъектами терроризма в своих политических целях; в-четвертых, располагает огромными денежными средствами и значительным экономическим потенциалом; в-пятых, терроризм практически во всем мире вышел за пределы государственных границ и приобрел международный характер, что представляет собой опасность для международного сообщества.

Конец ХХ - начало ХХI века ознаменовались существенными изменениями в средствах и способах подготовки и реализации террористических акций. В результате вовлечения в боевые организации некоторой части высокопрофессиональной и высокоэрудированной интеллигенции на службу терроризму поставлены самые современные высокие технологии. В связи с этим возросла угроза производства и применения во время терактов оружия массового поражения. Объектом воздействия террористов стали не только политический, военный и экономический потенциал страны, но также управленческая и информационная сферы.

Терроризм стал новой формой войны XXI столетия
В наши дни, как никогда, в России стоит серьезная проблема использования в борьбе с терроризмом интеллектуальных ресурсов страны. Ситуация весьма сложная. За последние двадцать лет в нашей стране произошло падение духовности и нравственности в обществе. Распространился правовой нигилизм во всех социальных слоях населения, включая представителей органов исполнительной власти. Постоянное присутствие идеологии насилия и культа жестокости в электронных средствах массовой информации стало будничным явлением. Идея о допустимости применения силы для достижения важных социальных или политических целей стала нормальным явлением. Таким образом, (и это подтверждает международная практика) внедрение в ментальность россиян жестокости, идеи о допустимости применения насилия, "привыкание" к нему граждан Российской Федерации создают благоприятную почву для распространения в стране экстремизма и терроризма.

В подтверждение изложенному, приведем слова доктора политических наук И.В. Бочарникова, сказанные на выездном заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в г. Ижевске 15 июля 2010 года на тему «О реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» в субъектах Российской Федерации». Бочарников И.В. в частности отметил, что сформировавшаяся в настоящее время индустрия СМИ, достаточно свободно пропагандирует культ насилия и жестокости. Это негативно сказывается на морально-психологическом состоянии населения, в первую очередь молодёжи . Наиболее негативным фактором является то, что большинство материалов российских СМИ антипатриотичны. Не без участия СМИ термин «патриотизм» превратился в явление, которого нужно стыдиться. Примечательно, что один из телеведущих во время ток-шоу поставил на обсуждение тему: «Патриотизм – это последнее прибежище негодяев». Всем этим достаточно успешно пользуются лидеры различных националистических организаций и движений, размывая и подменяя понятие «патриотизм» национализмом . В данном контексте весьма закономерен вопрос: можно ли без детального знания основных положений терроризма и экстремистской деятельности, системы противодействия данным преступным явлениям, а также без нравственного воспитания человека, без приобретения духовного начала молодыми людьми, без патриотического отношения к свой стране, создать целостную систему предупреждения преступлений террористического и экстремистского характера?! Думается, что нет!
Здесь весьма широкое поле для деятельности интеллектуальных ресурсов страны: преподавателей школ, лицеев, высших учебных заведений и, конечно же, представителей средств массовой информации. Только они в состоянии дать знания и умение противодействовать преступлениям, сформировать общественное сознание, общественное мнение и психологию активного неприятия и осуждения терроризма и лиц, которые совершают акты терроризма, даже в тех случаях, когда за их действиями стоит определенная идеология либо мировоззрение.

Сегодня на повестке дня практически во всем мире поставлен вопрос об активной профилактике терроризма. Колоссальным потенциалом и достойным тендемом в сфере осуществления эффективных вопросов превенции терроризма обладают преподавательский состав, научная общественность и средства массовой информации и не только и даже не столько для того, чтобы объяснить уже состоявшиеся акции терроризма, сколько в целях предупреждения новых акций.

В своем докладе «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии» Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан 3 мая 2006 г. отметил: «Террористы используют слабые места как в развивающихся, так и в развитых государствах в целях финансирования, организации, оснащения и подготовки завербованных ими лиц, совершения своих нападений и избегания ареста. Поэтому укрепление потенциала во всех государствах должно являться краеугольным камнем усилий по борьбе с терроризмом в глобальном масштабе». И далее… «Я настоятельно призываю исследовательские институты по всему миру провести дополнительную работу по изучению коренных причин, являющихся движущей силой терроризма» .
Исходя из того, что особая роль в решении задач профилактики терроризма принадлежит политологам, конфликтологам, международникам, социологам, психологам, журналистам хотелось бы, чтобы такое направление, как предупреждение (профилактика) терроризма стало предметом постоянных, а не разовых, профессиональных разработок и публикаций. А специализация террология (противодействие терроризму) была бы включена в перечень специальностей гуманитарных факультетов университетов и в первую очередь тех специальностей, представители которых будут призваны работать с людьми.
А что получается на поверку: весьма редко в рамках гуманитарных (да и технических тоже) факультетов российских университетов встречаются курсы (чаще - курсы по выбору или специальные курсы), где изучается терроризм как явление, и где детально рассматривается системное начало в структуре противодействия терроризму и экстремистской деятельности. В результате получается, что специалисты, которые призваны работать с общественностью, со средствами массовой коммуникации и доносить весьма значимую информацию до сознания масс, зачастую сами слабо знакомы с проблемой либо являются носителями искаженной информации. И все - это результат того, что слишком мало внимания и времени уделялось для рассмотрения данной проблемы, либо обучали их специалисты, которые знакомы с вопросами терроризма и контртерроризма и особенно проблемными аспектами в области превенции террористической и экстремистской деятельности поверхностно. И, к сожалению, получается на поверку, что (весьма нередко) в прекрасном материале зачастую присутствуют ошибки, которые не только затрагивают национальные, религиозные чувства, но и, в значительной мере, вредят делу.

Весьма интересным примером слабой подготовленности профессионалов, является Грузино-югоосетинский конфликт, который показал, что Российская Федерация оказалась не готова к отражению развернутой США массированной информационной кампании. В первую очередь это вызвано отсутствием личной ответственности компетентных органов и структур, занятых в этой сфере, слабой подготовкой кадров к ведению информационного противоборства… .

Пять лет назад на факультете международных отношений Нижегородского государственного университете им. Н.И. Лобачевского были предложены для изучения как в рамках специалитета, так и магистратуры следующие курсы: «Терроризм и контртерроризм в глобальном пространстве: базовые концепты, технологии и механизмы», «Противодействие экстремистской деятельности и терроризму в современной России», «Фактор терроризма в современных конфликтах и мировой политике. Региональные аспекты». Содержание курсов направлено: на формирование у студентов целостного представления о современных вопросах терроризма, системе борьбы с ним в рамках международного сообщества и России; на умение проведения мониторинга и анализа информационных аспектов предупреждения терроризма; на овладение навыками организации и управления деятельности в структуре органов государственной власти и управления при разработке и осуществлении программ предупреждения (профилактики) и борьбы с терроризмом, экстремистской деятельностью и иными насильственными посягательствами на конституционный строй Российской Федерации, а также при взаимодействии с органами безопасности и правоохранительными органами.

При подаче материалов активно используются видеофильмы и видео зарисовки, в основе своей подготовленные Национальным антитеррористическим комитетом Российской Федерации. Получатся весьма интересно и полезно, когда обозначенные преподавателем проблемные и сложные аспекты, рассматривают вместе с ним известные российские и зарубежные политики, ученые – террологи, чиновники из силовых структур, представители религиозных конфессий. Оптимальный вариант окончания курса – это конференция в рамках факультета, на которой обучаемые выступают с докладами, презентациями, где значительное внимание уделяется вопросам профилактики. При этом акцент делается на то, что данная проблема не обойдет своим вниманием ни дипломатов, ни политиков, ни учителей, ни бизнесменов.

В контексте данной статьи следует отметить, что с 2009 по 2011 гг. в ННГУ им. Н.И. Лобачевского была осуществлена подготовка специалистов по программе (специализация) «Стратегия и методы антитеррористической деятельности современного государства» по направлению подготовки 080500 «Менеджмент». Основной целью данной программы являлась подготовка специалистов способных работать в муниципальных органах управления Приволжского, Центрального, Северо-Западного федеральных округов. В ноябре 2011 года был успешно осуществлен выпуск магистрантов, которые в настоящее время в значительной массе продолжают поддерживать добрые отношения с профессорско-преподавательским составом университета, обращаются за консультациями, высказывают просьбы о продолжении научных разработок в рамках диссертационных исследований. Это указывает на правильность построения программного и методического обеспечения при подготовке специалистов, которые по окончании обучения обладают определенными знаниями в области базовых концептов, технологий и механизмов антитеррористической деятельности современного государства.

Борьба с терроризмом – это не только один из важнейших факторов национальной безопасности, но и бой против зла. А это значит, что мы не имеем права на ошибки, ибо они людям, обществу и государству обходятся очень дорого.