Вы здесь

Хлобустов О.М. Некоторые актуальные вопросы информационно- пропагандистского противодействия экстремизму и терроризму. Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 18-19 октября 2012 года

Хлобустов О.М. Некоторые актуальные вопросы информационно- пропагандистского противодействия экстремизму и терроризму. Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Комплексный подход к формированию и функционированию системы противодействия распространению идеологии терроризма».

 

В настоящее время одной из тревожных тенденций социально-политической обстановки в России является рост числа экстремистских проявлений, в связи с чем противодействие распространению экстремистской и террористических идеологий отнесено к числу приоритетных задач обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом России 5 октября 2009 г., констатировала, что совершению преступлений террористического и экстремистского характера способствуют бесконтрольное распространение радикальных, ксенофобских и экстремистских идей как средствами массовой информации (СМИ), так и посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и недостаточность исключительно правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию этому виду преступной деятельности. Объектом информационно-пропагандистского воздействия экстремистских организаций и идеологов является сфера общественного, политического, религиозного сознания населения и межнациональных отношений.

Целями воздействия является изменение или формирование мировоззрения сочувствующих лиц, воспитание единомышленников, а задачами субъектов экстремистской пропаганды для обеспечения поддержки своих социально-политических притязаний, распространение по максимально возможному числу информационных каналов идеологических постулатов для:
- формирования сочувствия и поддержки частью населения страны своих противоправных требований и призывов;
- привлечения в свои ряды новых участников, побуждение их к противоправным действиям.
Поскольку это важно и для организации антиэкстремистской пропаганды, сразу отметим, что, по данным социологических исследований, наиболее действенными современными каналами распространения информации в обществе являются:
- межличностное общение граждан;
- сообщения отечественных и зарубежных СМИ, информационных агентств;
- Интернет-СМИ и блогосфера Рунета.

Общественная опасность распространения экстремистской идеологии заключается в том, что содержащиеся в ней мировоззренческие и социально-ценностные установки могут провоцировать отдельных лиц на совершение преступлений по идеологическим или религиозным мотивам.

Для общей характеристики динамики экстремистской преступности отметим, что с 1997 по 2007 год, за десять лет с момента введения в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации, было возбуждено 102 уголовных дела по статье 280 УК РФ, по которым были осуждены 36 человек (здесь и далее разность в количестве возбужденных уголовных дел и привлеченных к уголовной ответственности по ним лиц объясняется неустановленностью целого ряда исполнителей преступных деяний); по статье 282 – 732 уголовных дела на 367 человек; по статье 282.1 – 51 дело на 50 человек; и по статье 282.2 – 55 уголовных дел на 51 человека.

О росте общественной опасности и распространенности экстремистских проявлений свидетельствуют и следующие статистические данные и факты.
Если, по данным Генеральной прокуратуры, в 2005 г. было зарегистрировано 136 преступлений экстремистской направленности (статьи 280, 282, 282.1 и 282.2 УК РФ), то в следующем году – уже 263; в 2007 г. – 356, в 2008 г. – 460, в 2009 г. – 548, причем речь идет только о законченных уголовных делах.

Только в 2008 г. было выявлено 12 праворадикальных молодежных групп, насчитывавших 54 участника, на счету которых более 20 убийств.

Всего же МВД России в 2009 г. было зарегистрировано около 150 радикальных группировок, число участников которых, по экспертным оценкам, может достигать 60 тысяч. Только в 2008 – 2009 годах правоохранительными органами было ликвидировано 70 экстремистских групп в 42 регионах России, 19 участников которых были осуждены.

В этой связи становится понятной потребность и необходимость в осуществлении информационно-пропагандистских мероприятий в качестве метода и средства противодействия, профилактики экстремизма, наряду с оперативными мерами по выявлению, предупреждению и пресечению планируемых экстремистских и террористических акций.

Объективно потребность информационно-пропагандистского противодействия терроризму и экстремизму определяется тем обстоятельством, что субъекты этого вида противоправных деяний для достижения своих целей вынуждены прибегать к активной пропаганде своих идей, целей и методов деятельности в стремлении склонить на свою сторону общественные настроения, расширить базу социальной поддержки своих притязаний.

Экстремистская идеология (от греч. idea – мысль, замысел и logos – слово, понятие), как и любая другая идеология, с содержательной стороны представляет собой совокупность идей, ценностей и представлений, которой различные группы людей оценивают свое место в социальной действительности, свое отношение к ней, свои интересы, устремления и пути их достижения. Или, иначе говоря, это совокупность целей, идеалов, принципов, норм и установок.

При этом идеологии выполняют в обществе целый ряд социальных функций, важнейшими из которых являются познавательная и мобилизующая. Именно последняя из них и привлекает, активно используется идеологами и пропагандистами экстремизма.
Экстремистская идеология отличается обоснованием допустимости или необходимости, «правомерности» применения насилия ради достижения политических целей.

В этой связи информационно-пропагандистское противодействие распространению экстремистской идеологии должно основываться как на мониторинге информационного пространства, так и на выявлении материалов (сообщений), содержащих экстремистские идеи, представления, цели, а также «программы» социальной деятельности, направленные на изменение системы общественных отношений.

Наиболее распространенным видом экстремистских материалов являются разного рода тексты в виде листовок, выступлений, петиций, статей, брошюр, книг, и т.д. Фотографии, аудио- видеозаписи играют в пропаганде экстремистских идей все же второстепенную роль, выполняя роль катализатора, «усилителя» эмоционального фона восприятия информации.

Ведь именно текст, в том числе и размещенный в Интернете, представляя собой совокупность неких идейных посылов, способен формировать у лиц, не обладающих самостоятельным мышлением и необходимыми знаниями, взгляды, убеждения, мотивы и негативные социальные установки по отношению к тем событиям, явлениям и процессам, которые не «вписываются» в ту или иную экстремистскую «картину мира». При этом некоторые тексты содержат не прямые призывы к противоправным действиям, а элементы скрытого (имплицитного) идейного и морально-психологического влияния на восприятие человека, что необходимо выявлять и анализировать в процессе мониторинга информационного пространства.

Для достижения целей формирования экстремистских установок и расширения социальной базы поддержки частью населения своих противоправных требований и призывов, деструктивные пропагандисты используют методики манипулирования восприятием реципиентами направленной информации.

Экстремистская идеология и пропаганда в целом характеризуются (на что необходимо обращать внимание при их содержательном анализе):
- жесткой структурированностью по принципу противопоставления «мы» (нередко – «жертвы») – «они» («враги», наделяемые резко отрицательными качествами);
- подменой, искажением фактической основы эмоциональными, субъективными, иррациональными оценками, которые выдаются за «действительное состояние дел» в тех или иных сферах жизни общества;
- использование методов «апелляции к авторитетам», опоры на сомнительные «общеизвестные истины» (пресуппозиция);
- использование угрозообразующих утверждений для закрепления негативных социальных установок по отношению к «они»;
- стремлением к крайнему обострению ситуации, исключающему возможность конструктивное разрешение проблемы, конфликта;
- выход за пределы принятых в обществе этических и правовых норм.

Но для выявления этих и других манипулятивных пропагандистских приемов требуется не только достаточно высокий уровень образования и культуры, но и специальные знания.

По нашему мнению, информационное (информационно-пропагандистское) противодействие распространению экстремистской и террористической идеологии заключается в создании условий для доведения до населения в открытой и доступной форме информации о деструктивном, а подчас и противоправном, характере идеологических и пропагандистских постулатов, распространяемых экстремистскими организациями и сочувствующими им лицами.

Как известно, одним из субъектов осуществления информационно-пропагандистского противодействия распространению экстремистской идеологии являются Антитеррористические комиссии в субъектах и иных административно-территориальных образованиях Российской Федерации.

Причем это противодействие – распространение направленной информации - должно осуществляться по тем же каналам, которые используются и экстремистскими пропагандистами:
- отечественные печать, радио и телевидение, информационные агентства;
- Интернет-СМИ и блогосфера Рунета;
- межличностное общение граждан.

На наш взгляд, следует подчеркнуть, что позиции СМИ по отношению к распространению идеологии терроризма и экстремизма могут варьироваться от активно противодействующей, через нейтральную, до стимулирующей противоправное поведение.

В связи с вопросом о социальной ответственности СМИ и их роли в противодействии экстремизму и терроризму в журналистском сообществе давно и активно обсуждается дилемма «свободы слова и распространения информации» и «цензурных ограничений».
Как нам представляется, эта проблема в немалой степени имеет надуманный характер.

Так, часть 4 статьи 19 Международного пакта о политических и гражданских правах допускает разумное ограничение свободы распространения информации в интересах охраны национальной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Еще более категорична на этот счет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированная Российской Федерацией 5 мая 1998 г. (напомним, что согласно статье 15 Конституции России, «международно признанные принципы и нормы международного права», а также международные договоры, являются часть правовой системы России).

Часть 2 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит:
«Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».
Статья 3 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. (ратифицирована Российской Федерацией 20 апреля 2006 г. ФЗ № 56-ФЗ), призывала участвующие в ней государства «принимать надлежащие меры в области подготовки сотрудников правоохранительных органов, а также в области образования, культуры, средств массовой информации и просвещения общественности в целях предупреждения террористических преступлений и их негативных последствий», а также «стремиться к улучшению информирования общественности» в отношении существования, причин, тяжести и опасности террористических преступлений.

20 июня 2005 г. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию «СМИ и терроризм», в которой подчеркивалась необходимость осознания журналистами того факта, что при планировании своих преступных акций террористы рассчитывают получить максимальное информационно-пропагандистское воздействие на аудиторию зрителей и радиослушателей.

В этой связи ПАСЕ рекомендовала сотрудникам СМИ:
- разработать кодекс поведения по освещению террористических акций и их угроз;
- избегать через свои сообщения и комментарии усиления подавленности в обществе, воздерживаться от распространения высказываний, порождающих ненависть;
- сотрудничать с правоохранительными органами, освещая события, связанные с противодействием террористической угрозе.

Таким образом, эффективное предупреждение преступлений террористического и экстремистского характера предполагает превентивное и профилактическое воздействие со стороны государства и общества как на мотивационную сферу, так и на механизм поведения индивидов с целью недопущения совершения ими противоправных действий.
Данное обстоятельство необходимо учитывать в реализации не только информационной политики российских СМИ, но и в деятельности всех субъектов и государственных органов как принимающих участие в профилактике экстремизма, так и вовлеченных в сферу социализации подрастающих поколений страны.

Согласно опросу населения, проведенному ВЦИОМ в начале июля 2012 г., 72% респондентов заявили о негативном отношении к наличию в свободном доступе в Интернете информации экстремистского и иного деструктивного характера, а 92% из них высказались за ограничение доступа к такого рода Интернет-ресурсам, а 87% – поддержали необходимость бороться с распространением в Интернете подобного рода информации.

Как указывается в Концепции противодействия терроризму в России, акции информационно-пропагандистского и культурно-образовательного характера должны включать:
- разъяснение антиобщественной сущности и опасности идеологии и практики экстремизма и терроризма с целью формирования их неприятия и отторжения населением, в том числе молодежью;
- разъяснение обществу задач по противодействию экстремизму, целей и действий правоохранительных органов и спецслужб;
- формирование правовой и политической культуры населения, пропаганду социально значимых целей и ценностей, идей «культуры мира».

В принятом ЮНЕСКО в 1997 г. глобальном проекте «Формирование культуры мира» государствам предлагалось стимулировать образование молодежи и взрослых:
– в духе культуры мира, прав человека, терпимости и межнационального взаимопонимания;
– в духе защиты и уважения всех прав человека без какого-либо исключения и дискриминации;
– продвижения принципов демократии на всех уровнях развития общества;
– активизировать борьбу с бедностью, за прогресс и процветание для всех;
– способствовать предоставлению каждому гражданину качества жизни, соответствующего человеческому достоинству.