Вы здесь

Ильин Е.П. Доклад Первого заместителя руководителя аппарата НАК на III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 18 октября 2012 года

Доклад первого заместителя руководителя аппарата НАК генерал-лейтенанта Ильина Е.П. на III Всероссийской научно-практической конференции «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Комплексный подход к формированию и функционированию системы противодействия распространению идеологии терроризма»

Уважаемые коллеги!

От имени руководства Национального антитеррористического комитета приветствую вас на третьей Всероссийской научно-практической конференции, проведение которых уже становится доброй традицией.

Тема конференции выбрана не случайно, поскольку на днях (5 октября) исполнилось ровно три года с момента утверждения Президентом страны Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, инициатором и основным разработчиком которой выступил аппарат Национального антитеррористического комитета. Полагаем, назрела необходимость обсудить ход реализации отдельных ее положений, возникшие при этом проблемы, обменяться полученным практическим опытом.

Концепция стала первым открытым общегосударственным документом, давшим оценку современному терроризму и тенденциям его развития, определившим основные направления и перспективы совершенствования системы противодействия терроризму в Российской Федерации и создавшим концептуальную основу для совершенствования антитеррористической деятельности органов власти всех уровней.

В Концепции получили развитие соответствующие положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной 12 мая 2009 года Указом Президента Российской Федерации. В настоящее время она наряду с Концепцией внешней политики, Военной доктриной Российской Федерации и рядом иных основополагающих документов лежит в основе базовых установок российского государства в области защиты суверенитета, территориальной целостности и безопасности нашей страны и ее народа.
Напомню, что Концепция принималась в условиях активизации бандподполья и связанных с ним религиозно-экстремистских структур на Северном Кавказе. Реализация ее положений позволила получить определенные результаты. Принятыми мерами с 2009 по 2011 год в Российской Федерации предотвращено совершение 277 преступлений террористической направленности. Последовательно сокращалось количество террористических проявлений (2009 г. – 1030, 2010 г. – 779, 2011 г. – 365).

Только в текущем году на территории Северо-Кавказского региона нейтрализовано 313 членов бандподполья, в том числе 43 бандглаваря . Среди них: эмиссар «Аль-Каиды», координатор бандподполья в Республике Дагестан гражданин Турции Абдурахман, главари банддвижения в Дагестане (Даудов), Ингушетии (Циздоев, Муталиев), Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии (Занкишиев, Татчаев), а также так называемых «махачкалинской», «хасавюртовской», «кизлярской» и ряда других бандгрупп.
Задержаны 479 боевиков и их пособников, в числе которых главари бандячеек международных террористических организаций «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и «Ат-Такфир Валь-Хиджра».

Предотвращено 78 попыток совершения преступлений террористической направленности. Справочно: Выявлено и уничтожено 380 баз (схронов), используемых бандитами. Из незаконного оборота изъято: более 1000 единиц огнестрельного оружия, свыше 120 тыс. единиц боеприпасов, 3,8 тыс. снарядов и мин, свыше 1100 килограммов взрывчатых веществ. Обнаружено и обезврежено почти 400 снаряженных самодельных взрывных устройств.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, деятельность бандподполья на Северном Кавказе остается одной из самых главных угроз безопасности Российской Федерации. Бандиты уделяют все большее внимание поиску новых, преимущественно криминальных, источников получения финансовых средств на территории России. К числу основных способов пополнения ими ресурсной базы относятся вымогательства, грабежи, разбои, хищения бюджетных средств, похищения людей с целью выкупа и т.д.

Продолжается процесс сращивания религиозно-экстремистского бандподполья с организованной преступностью, а также активная вербовочная деятельность по привлечению в бандгруппы новых сторонников. Все более актуальной становится тенденция участия в деятельности бандподполья женщин славянских национальностей, в том числе в качестве потенциальных террористок-смертниц.

Фиксируются попытки международных террористических организаций и иных внешних сил дестабилизировать обстановку в регионе путем оказания спонсорской помощи зарубежным северокавказским диаспорам, осуществляющим идеологическую и финансовую подпитку террористического бандподполья и экстремистских организаций на территории России. Оказывается поддержка действующим в нашей стране объединениям в направлении разжигания этносепаратизма, создания очагов напряженности в среде национальных меньшинств и коренных малочисленных народов России под лозунгом «защиты их прав и интересов». Наращивается пропагандистская кампания с целью склонения мирового сообщества к мнению о необходимости переноса Олимпиады-2014 из г. Сочи за пределы России.

При этом ответные профилактические меры по противодействию экстремистской деятельности, в том числе осуществляемые в ходе взаимодействия с общественными, религиозными и иными некоммерческими организациями, явно недостаточны. Ситуация на Северном Кавказе по-прежнему характеризуется неприемлемо высоким уровнем террористической активности. Отмечен рост количества преступлений экстремистской направленности в Приволжском и Центральном федеральном округах. В ряде субъектов Российской Федерации отмечается значительный уровень скрытой межнациональной и межконфессиональной напряженности. Не преодолена тенденция экспансии радикального ислама в районы традиционного проживания мусульман (Северный Кавказ, Поволжье, Урал).

Справочно: В 2011 году в 24 регионах страны зафиксирована активная деятельность международных террористических и экстремистских религиозных организаций, в том числе Исламской партии освобождения «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», Исламской партии Туркестана, религиозной секты «Нурджулар», исламского движения «Таблиги Джамаат», направленная на радикализацию российской мусульманской общины, превращение ее членов в вербовочный контингент для группировок, ведущих «всемирный джихад».

В то же время деятельность традиционных конфессий, решающая проблемы воспитания цивилизованных норм поведения, культуры межнационального общения, толерантности и патриотизма, недостаточно эффективна.
Известно, что принимаемые меры силового характера позволяют лишь предотвращать рост террористической активности, однако не способствуют ее радикальному искоренению в долгосрочной перспективе. В современных условиях противодействие терроризму призвано означать в первую очередь противодействие его идеологии, за счет распространения которой и происходит постоянное пополнение бандподполья и его пособнической базы.

С 2008 года мероприятия по противодействию идеологии терроризма реализуются в рамках межведомственного Комплексного плана информационного противодействия терроризму в Российской Федерации, направленного на снижение уровня радикализации населения и создание условий для устранения предпосылок к распространению террористической и экстремистской идеологии. Центральная роль в этом отводится информационно-разъяснительной работе, в которой задействованы учреждения образования, науки и культуры, общественные и религиозные организации, средства массовой информации.

Напомню, что в 2008 году основной целью, которая ставилась нами по данной линии работы, являлось создание самовоспроизводящейся системы идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая смогла бы дополнить возможности государственных структур по формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей.
Основным итогом реализации плана на 2008-2012 годы считаем создание, причем в государственном масштабе, системы информационного противодействия терроризму, позволяющей реализовывать единые установки руководства страны и Национального антитеррористического комитета.
Структурно данная система представляет собой совокупность пяти основных подсистем:
1. Институциональная (состоит из государственных и негосударственных органов и организаций, участвующих в противодействии идеологии терроризма);
2. Организационная (представляет собой комплекс конкретных установок, целевых показателей, решений, закрепленных в соответствующих управленческих документах);
3. Правовая (образуется нормативными актами, регламентирующими работу в данной сфере, в том числе правовыми инструментами воздействия на объект борьбы);
4. Идейно-аргументационная (представляет собой комплекс теоретических и практических разработок, используемых в информационно-разъяснительной деятельности);
5. Кадровая (включает в себя совокупность потоков обучения, курсов, программ повышения квалификации и иных механизмов подготовки квалифицированных специалистов).
В рамках развития институциональной подсистемы нами решались две основополагающие задачи:
− объединить и скоординировать усилия всех заинтересованных органов государственной власти;
− а также привлечь к противодействию идеологии терроризма институты гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ, которые, являясь органической частью общественного устройства, имеют неизмеримо больший набор инструментариев для воздействия на общественное сознание, нежели само государство.ъ

Обе указанные задачи решены пока еще только в целом. Решением Президента Российской Федерации главным координатором деятельности по противодействию идеологии терроризма в стране определен Национальный антитеррористический комитет. В повседневном режиме функции координации обеспечивает его постоянно действующий орган − аппарат Комитета.
В регионах указанная работа возложена на антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации, а на местном уровне − на антитеррористические комиссии в муниципальных образованиях. Причем практическая роль последних наиболее высока, поскольку именно их представители имеют устойчивый повседневный контакт с населением, возможности для проведения адресной работы с конкретными гражданами, подверженными воздействию радикальных идеологий.

Таким образом, в масштабах страны нормативно закреплены контуры структуры, которую необходимо постоянно поддерживать в жизнеспособном состоянии на всех уровнях − федеральном, региональном, муниципальном. Но для этого нужно в повседневном режиме наполнять ее конкретным содержанием: то есть специалистами, информационным контентом, технологическим инструментарием. Некоторые вопросы нам удается решать уже сейчас.

На федеральном уровне при Национальном антитеррористическом комитете разворачивают свою работу экспертно-консультативные группы, в частности группа по противодействию идеологии терроризма. Представители научного и образовательного сообщества, а также гражданского общества все чаще привлекаются не только к разработке стратегий и программ информационного противодействия терроризму, но и к подготовке и проведению конкретных информационных акций − выступлениям в телепередачах, непосредственному общению с молодежными аудиториями, разъяснительных беседах в местах лишения свободы и т.д.

Оказывается необходимая поддержка тем общественным структурам, деятельность которых направлена на повышение уровня межрелигиозного и межнационального доверия. Такие организации есть в каждом регионе и их значение трудно переоценить («Союз народов Ставрополья за мир на Кавказе», «Высший Совет осетин», др.). Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации имеются собственные уникальные проекты. Например, АТК в Кабардино-Балкарской Республике в течение последних лет реализует межрегиональный молодежный проект «Куначество», в рамках которого предусмотрены различные массовые мероприятия с участием детей из Северо-Кавказских республик. В Республике Северная Осетия-Алания при активном участии национально-культурного центра «Ныхас» осуществляется проект «Мир детям Кавказа», в рамках которого организуются «визиты дружбы» школьников из соседних республик.

 

Справочно: Крупные молодежные форумы проведены в Ставропольском крае («Машук – 2012»), Республике Ингушетия («Таргим - 2011»), Республике Дагестан («Каспий – 2011»), Смоленской области («Смола – 2012»), Республике Калмыкия («Лидер 2020»), Республике Мордовия («Молодежь против терроризма, экстремизма и ксенофобии»), Республике Татарстан («Костер дружбы»), Амурской области («Мир, где нет чужих!). Также организован Всекавказский образовательный форум «Машук – 2012» (2,5 тыс. чел.).

Подобные мероприятия, безусловно, оказывают положительное воздействие на молодежь. Однако нам значительно важнее иметь постоянно действующую инфраструктуру информационно-разъяснительной работы с населением. Работа эта ведется, но во многих субъектах Российской Федерации только формально. В связи с этим планируем усилить контроль за проведением соответствующих мероприятий и требовательность при его осуществлении.
Отдельно следует отметить создание в ряде республик Северного Кавказа комиссий по адаптации к мирной жизни лиц, решивших прекратить террористическую деятельность. Указанные структуры, в состав которых входят представители различных органов власти, в том числе силовых структур, демонстрируют фактическую готовность государства к диалогу с лицами, осознавшими неверность и бесперспективность своей деятельности, и способствуют реальному выводу людей «из леса». По линии Комитета комиссиям рекомендовано активнее привлекать к своей деятельности неформальных молодежных лидеров (известных спортсменов, успешных людей бизнеса, авторитетных представителей духовенства), а также шире освещать в СМИ их деятельность, демонстрировать признания бандитов, раскрывающие преступную сущность их деятельности. На сегодняшний день возможностями подобных комиссий воспользовались уже более 60 человек.

В рамках организационной подсистемы главной задачей, которая стояла перед Национальным антитеррористическим комитетом, являлась выработка единой руководящей линии, объединение всех субъектов противодействия терроризму общим стратегическим замыслом и пониманием тактических форм и методов работы на данном направлении.
Основным управленческим документом стал, безусловно, утвержденный Президентом страны Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации, который определил приоритетные направления деятельности и основные мероприятия по противодействию идеологии терроризма, закрепил роль и место в их реализации каждого из органов государственной власти.

На уровне субъектов Российской Федерации антитеррористическими комиссиями разработаны и с разной степенью успешности реализуются региональные программы (планы) профилактики терроризма и экстремизма.

В результате выполнения мероприятий 2010 – 2012 годов в федеральные и региональные СМИ передано свыше 250 тысяч материалов по антитеррористической тематике. Создано более 2 тысяч видеоматериалов (фильмов, документальных фильмов, роликов социальной рекламы и т.п.). Справочно: Отдельно хотелось бы выделить цикл телевизионных программ «Война против террора» (АТК в г. Москве) и документальный фильм «Невиртуальное наказание» (АТК в Республике Карелия).

Проведено почти 240 тысяч адресных мероприятий (встреч, методических занятий, бесед) с категориями граждан, наиболее подверженных воздействию идеологии терроризма, в том числе с учащейся и студенческой молодежью; выходцами из мусульманских государств; представителями этнорелигиозных диаспор; лицами, отбывающими наказание за экстремистскую и террористическую деятельность; бывшими участниками бандформирований.

Положительной тенденцией, как уже было сказано, является участие в них не только представителей органов исполнительной власти, но и научной и творческой интеллигенции, авторитетов религиозных и национальных общин.
В ходе организационной работы, осуществляемой по линии Национального антитеррористического комитета, а также отдельных министерств и ведомств получила свое дальнейшее развитие правовая подсистема.

Одной из основных установок в работе по данному направлении является пониманию того, что наибольшие угрозы распространения идеологии терроризма связаны, прежде всего, с использованием террористическими и экстремистскими организациями сети Интернет и мобильной связи для организации скрытых каналов связи и пропаганды преступной деятельности.
По данным правоохранительных органов, выявлена деятельность 2680 информационных источников, распространявших материалы с признаками экстремистской пропаганды (интернет-сайты, фильмы, книги, листовки и т.п.). Пресечена противоправная деятельность 927 из них.

Справочно: Например, в Забайкальском крае в результате мониторинга сети Интернет сотрудниками ЦПЭ УМВД были обнаружены на сайте «Рамблер» т.н. «Азбука домашнего террориста», где содержалась информация об изготовлении в домашних условиях взрывчатых материалов и взрывных устройств. Проведенным экспертным исследованием возможность изготовления взрывного устройства по содержавшимся рекомендациям была подтверждена. На его основании Прокуратурой Забайкальского края направлено в суд исковое заявление о запрете доступа к данной информации. Решением суда Центрального района г. Читы от 12 апреля 2012 г. доступ к данной информации был закрыт.

В Омской области вскрыт и пресечен факт публичных призывов к осуществлению террористической деятельности жителем г. Омска И. Королевым. Решением суда последний признан виновным по ч. 1 ст. 205-2, ч. 1 ст. 222 и ч. 3 ст. 228-1 УК РФ и приговорен к 10 годам лишения свободы.

В результате совместных действий АТК в Республике Саха (Якутия) с УФСБ России по Республике Саха (Якутия) была выявлена студентка местного вуза, попавшая в результате общения в сети Интернет под влияние приверженца салафизма. В целях ее недопущения перехода на радикальные позиции было инициировано проведение сбора мусульманской общины, на котором она в присутствии ряда религиозных авторитетов и своих родителей отказалась от экстремистских взглядов, признав их ошибочными.
В зарубежных сегментах сети, на которые не распространяется юрисдикция Российской Федерации, также функционируют известные и создаются новые сайты террористической и экстремистской направленности.

Справочно: По экспертным оценкам, в настоящее время их насчитывается свыше 7 тысяч, из них около 500 русскоязычных.
Одной из главных причин, способствующих противоправной деятельности, реализуемой в террористических целях с использованием возможностей Интернета, остается отсутствие четкого правового регулирования отношений в глобальной сети.
В связи с этим в рамках развития правовой подсистемы системы противодействия идеологии терроризма Минкомсвязью России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан и внесен в Федеральное Собрание проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на противодействие распространению экстремистских материалов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, в целях противодействия распространению идей терроризма и экстремизма, а также информации о методах и средствах совершения терактов в российском сегменте сети Интернет в 2011 году Минкомсвязью России совместно с МВД России и ФСБ России реализован ряд инициатив в формате отраслевого саморегулирования. Оказано содействие некоммерческому партнерству «Российская Ассоциация электронных коммуникаций» в разработке и продвижении Кодекса профессиональной деятельности в сети Интернет, содержащего требования к размещению информации. Подготовлена Декларация «За безопасность детей и молодёжи в Интернете», положения которой базируются на соответствующих международных и российских документах законодательного и рекомендательного характера, к которой в настоящее время присоединились более 60 российских организаций.

Вместе с тем практика свидетельствует, что только национальных регулятивных, в том числе запретительных, правовых норм недостаточно в силу того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территориях других стран. Поэтому для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в Интернете необходимо осуществлять активное международное сотрудничество государств, прежде всего, создание соответствующей договорной правовой базы, а также выработку механизма реализации такого взаимодействия в соответствии с положениями пункта 12 Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Справочно: Пункт 12 ГКС ООН гласит: «сотрудничать с Организацией Объединенных Наций при должном соблюдении принципов конфиденциальности, уважения прав человека и других обязательств, налагаемых нормами международного права для изучения путей и средств:
а) координации усилий, предпринимаемых на международном и региональном уровнях в целях борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях в сети Интернет;
б) использования сети Интернет в качестве инструмента борьбы с распространением терроризма, признавая при этом, что государствам может потребоваться помощь в этих вопросах».
Тем не менее, решение проблемы использования Интернета в террористических целях находится в сфере не только на федерального уровня. Эффективное взаимодействие с провайдерами выстроено в Чеченской Республике, где эта работа проводится с позиций антитеррористической комиссии. Попытки упорядочить доступ к экстремистским материалам в интернете предпринимаются в некоторых других субъектах Российской Федерации. Например, в текущем году АТК в Республике Ингушетия организовано совещание с участием представителей республиканских органов Прокуратуры, ФСБ, МВД и Роскомнадзора с провайдерами, действующими на территории республики. В результате подписано соглашение об ответственности последних за публикации экстремистского толка на Интернет-ресурсах, обслуживаемых данными провайдерами.

Доступным каждому субъекту противодействия терроризму является организация мониторинга Интернета и подготовка документов для признания как информационных материалов, так и целых Интернет-сайтов экстремистскими в судебном порядке.
Только в 2011 году судами Российской Федерации признаны экстремистскими семь сайтов и 57 информационных материалов. Всего с 2008 года в рамках реализации мероприятий Комплексного плана информационного противодействия терроризму в список экстремистских внесено 38 сайтов и 90 информационных материалов.

Справочно: В ходе работы по выявлению и прекращению деятельности электронных средств информации, распространявших материалы с признаками пропаганды экстремистской и террористической идеологии, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в 2011 году Роскомнадзором направлено 57 обращений в редакции электронных периодических изданий и информационных агентств об удалении или редактировании комментариев, содержащих признаки экстремизма.

Эти и другие практические примеры, которые будут названы в ходе работы Конференции, могут быть взяты на вооружение и с учетом адаптации к местным условиям внедрены во всех или по крайней мере во многих субъектах Российской Федерации.
Представляется, что дальнейшее повышение эффективности противодействия использованию сети Интернет в террористических целях связано прежде всего с совершенствованием правовой основы использования Интернета; организацией активного информационного обмена между правоохранительными структурами; укреплением взаимодействия государственных органов с операторами связи и организациями, содействующими борьбе с Интернет-преступностью; выработкой методических рекомендаций для формирования единого порядка реагирования компетентных органов на размещение противоправной информации.

Следует также указать, что Интернет предоставляет возможности проведения активной информационной деятельности не только террористам, но и всем заинтересованным субъектам. Представляется, что государственным органам и общественным объединениям необходимо активней развивать данное направление противодействия идеологии терроризма.

Тем более, что основа для такой работы есть. За последние годы российское государство, гражданское и научное сообщества значительно продвинулись в направлении развития идейно-аргументационной подсистемы системы противодействия идеологии терроризма.

Основной задачей на данном направлении работы было и остается создание теоретической основы осуществления эффективной контрпропагандистской деятельности в отношении аудитории, подверженной идеологии насилия, и разработка информационных продуктов, наглядных инструментов для практического использования в повседневном идеологическом противоборстве.
В рамках решения данной задачи в субъектах Российской Федерации организовано и проведено свыше 47 тысяч различных конференций, форумов, семинаров, «круглых столов» и фестивалей по антитеррористической проблематике.

Справочно: Среди них такие значимые мероприятия, как Вторая Всероссийская научно-практическая конференции «Роль федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и СМИ в формировании системы противодействия идеологии терроризма, разработке и осуществлении мероприятий по информационному противодействию терроризму» (г. Москва, октябрь 2010 г.), Первый Кавказский форум по противодействию идеологии экстремизма и терроризма на Северном Кавказе «Южный щит» (г. Грозный, ноябрь 2011 г.), международная научно-практическая конференция «Антитеррористическое партнерство государства, бизнеса и гражданского общества: практика, наука, образование» (март 2010 г., г. Москва), Международная богословская конференция «Исламская доктрина против радикализма» (май 2012 г., г. Москва), Первое Всероссийское совещание по вопросам обеспечения комплексной безопасности вузов (май 2011 г., г. Москва).

В ходе научных и научно-методических мероприятий определена позиция по многим актуальным вопросам профилактики терроризма и пресечения распространения идеологии религиозного экстремизма. Обсуждены такие проблемы, как: «Исламский фундаментализм на территории исправительно-трудовых учреждений России: условия содержания религиозных экстремистов, распространение нетрадиционных радикальных течений ислама в уголовно-криминальной среде, меры противодействия государства и духовенства», «Информационно-пропагандистское противодействие экстремизму и терроризму: толерантность и проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений в освещении СМИ» (АТК в Республике Татарстан), «Религиозный экстремизм: причины и пути преодоления» (АТК в Республике Дагестан), «Организация работы по профилактике экстремистских проявлений и воспитанию толерантности в подростковой и молодежной среде» (АТК в Нижегородской области) и т.д.

Справочно: Значительное влияние на обстановку на Юге России оказало проведение Первого Конгресса религиозных авторитетов Северного Кавказа, посвящённого выработке единого мнения по вопросу «Роль религиозных лидеров в противодействии экстремизму и терроризму, в совершенствовании системы образования и морально-нравственного оздоровления общества» (г. Махачкала, 25 июня 2011 г.). Принятые на нем решения послужили основой для налаживания внутрирелигиозного и межнационального диалога с целью стабилизации обстановки в регионе.

Для налаживания целевой повседневной работы наиболее перспективным, по нашему мнению, является создание в регионах и муниципалитетах при образовательных и культурно-просветительных учреждениях сети общественных информационно-аналитических центров антитеррористической направленности по типу еще памятного всем нам общества «Знание», но уже на иной платформе. В состав этих центров помимо официальных представителей власти должны входить видные деятели науки, образования, культуры, авторитетные представители религиозных и общественных организаций, активисты молодежных образований.

Главной задачей центров должно стать глубокое, научное изучение современной идеологии терроризма и всемерное противодействие этой идеологии: подготовка аналитических сборников, докладов и записок, предложений и рекомендаций по вопросам противодействия терроризму; организация конференций, семинаров и курсов по актуальным проблемам терроризма; разработка информационного контента в виде лекций, брошюр, компакт-дисков с видеороликами и текстами в целях оказания помощи в проведении эффективной, грамотной разъяснительной работы среди различных групп населения и особенно молодежи. А самое главное – проведение ежедневной, достаточно рутинной работы с выделенными категориями населения.

Такие же центры целесообразно создать в каждом регионе при одном или нескольких ведущих ВУЗах, которые бы организовывали и координировали усилия представителей научной и творческой интеллигенции по созданию произведений, раскрывающих деструктивные цели современного терроризма, а также положительный образ борцов с терроризмом. Особо следует выделить роль этих центров в таких областях, как СМИ, блогосфера, сеть Интернет в целом.

В качестве наглядного примера организации подобной работы следует выделить инициативу ученых ведущих вузов России (МГТУ им. Баумана и МГУ им. Ломоносова) с их обращением в 2010 году к научному сообществу России по созданию проектов гуманитарных, экономических и технических программ, направленных на противодействие терроризму. Один из таких проектов – открытый конкурс работ студентов, аспирантов и молодых учёных технических и гуманитарных вузов по общей тематике «Наука и образование против террора» в течение последних лет уже реализуется МГТУ им. Баумана.
Условия для участников и результаты этой работы размещаются на интернет-портале «Наука и образование против террора», который включает в себя открытый дискуссионный клуб, экспертный закрытый модерируемый форум, конкурсы идей в области антитеррористической деятельности, виртуальную библиотеку с материалами по проблематике антитеррористической деятельности. Постоянно ведется работа по повышению качества его оформления и информационного наполнения.

Кроме того, в сети Интернет созданы сайты « Молодёжь за Чистый Интернет» (http://www.truenet.info), «Молодёжь за честный Интернет» (http://www.behonest.ru) и их форумы, сайт «Террору Нет» (http://www.terrorunet.ru), ряд тематических блогов. С декабря 2010 года функционирует Интернет-сайт «Журналисты против террора» (http://smi-antiterror.ru). На указанных интернет-ресурсах размещается целевая информация антитеррористического содержания, в том числе общеновостная. На портале Минобрнауки России «Наука и образование против террора» проведены конкурсы «Лучший гуманитарный проект в сфере противодействия идеологии терроризма». Это все те ресурсы, которые могут использовать все субъекты противодействия терроризму, в том числе и присутствующие в зале представители государственных и негосударственных структур.

Хотелось бы подчеркнуть, что за истекшие годы нами наработана значительная идейно-аргументационная база, созданы различные теоретические методики противодействия идеологии терроризма. Поэтому актуальной задачей на перспективу является сокращение количества различных официозных мероприятий и переход к адресной, индивидуальной работе с категориями лиц, реально подверженными воздействию идеологии терроризма. Это позволит не только сократить финансовые затраты, но и сконцентрировать внимание не на экспертной проработке проблем, а на их реальном решении.

Перед научными же мероприятиями следует ставить задачу анализа полученных результатов и корректировки стратегии, используемых форм и методов работы.

Ключевым условием выполнения реализации указанных установок и функционирования системы противодействия идеологии терроризма в целом является ее обеспечение высококлассными специалистами и экспертами − то есть выполнение задачи, поставленной перед кадровой подсистемой.

Ключевой особенностью подготовки специалистов в рамках данной подсистемы является то, что информационное противодействие терроризму само по себе является новой отраслью науки и практики, а его осуществление возложено на широкий круг государственных и негосударственных субъектов противодействия терроризму, ранее подобных функций не выполнявших.

С учетом сказанного, в настоящее время для реализации поставленной задачи на базе государственных и ведомственных учебных заведений созданы новые потоки обучения и повышения квалификации. Организовано проведение регулярных учебных сборов для сотрудников антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.

Так, например, в 2011 году на базе Южного федерального университета и Нижегородского государственного университета завершено двухгодичное обучение сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих координацию работы по информационному противодействию терроризму. В Московском государственном лингвистическом университете организованы и проведены двухнедельные курсы «Профилактика (предупреждение) терроризма в Российской Федерации» для директоров и завучей средних общеобразовательных школ, а также сотрудников муниципальных органов власти Республики Дагестан, ответственных за работу с молодежью. Справочно: Всего по указанным направлениям подготовлено более 200 человек.

Минобрнауки России в 2011 году организована работа по повышению квалификации более 500 педагогических работников в ведущих вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования страны по программам духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Во взаимодействии с религиозными организациями и духовными (исламскими) образовательными учреждениями осуществляется формирование многоуровневой системы подготовки квалифицированных специалистов по исламской истории и культуре для дальнейшей работы в религиозных и светских образовательных учреждениях, религиозных и общественных организациях, в органах государственной власти и муниципалитетах.

Дополнительной задачей в рамках образовательного направления является не только подготовка специалистов по противодействию идеологии терроризма − то есть работа со взрослыми людьми, но и предотвращение появления сторонников у террористических организаций − то есть работа с молодежью. И в этом случае, безусловно, главным полем деятельности является школа и иные учебные заведения.

В рамках реализации этой задачи осуществлены меры по совершенствованию работы в учреждениях системы образования Российской Федерации, направленной на формирование у молодого поколения установок межрелигиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, а также на профилактику религиозно-политического экстремизма. Утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. При этом особое внимание в работе по профилактике экстремизма и национализма в образовательной сфере уделяется объективному освещению истории России.
Завершена двухлетняя апробация в 21 субъекте Российской Федерации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской религиозных культур и светской этики. Началось его внедрение в школьное образование на всей территории России.

Однако, судя по отдельным публикациям на эту тему, в некоторых регионах страны (Справочно: Прежде всего, на территории Северного Кавказа) обозначился отход от первоначального замысла, выявлены попытки трансформировать содержание курса так, чтобы преподавать преимущественно только одну из религий. А замысел всей этой политики и заключался в том, чтобы молодые люди со школьной скамьи усваивали объективную данность: «базовые ценности всех основных религий в принципе одинаковы и именно на их основе формируются нормы и правила светской жизни и светской этики». Изменение содержания предмета в однополярном направлении приносит вместо желаемой пользы только вред, поскольку усугубляет однобокое восприятие мира школьниками.

По инициативе аппарата НАК совместно с Минобрнауки России подготовлен и включён в общеобразовательный стандарт Российской Федерации по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» раздел «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Справочно: Стандарт утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», введён с 10 февраля 2011 года и является обязательным для общеобразовательных учреждений страны.

Разработаны, изданы и в установленном порядке рекомендованы к использованию учебники по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с новым разделом антитеррористической и антиэкстремистской направленности для 5, 7, 9, 10 и 11 классов, а также научно-популярные брошюры «Терроризм – ты под прицелом» (дополнение к разделам учебников для 5, 7 и 9 классов), «Экстремизм: идеология и основа террора» (дополнение для 10-11 классов) и справочник по противодействию терроризму для учащихся 10-11 классов «Антитеррор: защита личности, общества, государства».

Важно подчеркнуть, что применительно к школе наша задача, прежде всего, не просто привить установки на недопустимость использования насилия для решения своих задач, а способствовать формированию полноценной личности, осознающей свое место в жизни и обществе.

Уважаемые коллеги!

Как вы знаете, к концу текущего года действие Комплексного плана информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008-2012 годы заканчивается. Наряду со сказанным выше хотел бы отметить еще некоторые важные обстоятельства. За истекший период существенно выросло финансовое обеспечение проводимых мероприятий по информационному противодействию терроризму, что свидетельствует о повышении внимания к данной проблеме со стороны региональных органов власти. Справочно: Из региональных бюджетов выделено: 2010 г. – 67 млн. руб., 2011 г. – 77,6 млн. руб., 2012 г. - 117 млн. руб.

Практически вдвое по сравнению с предыдущими годами увеличилось число специалистов, подготовленных для работы по информационному противодействию терроризму, равно как специалистов, привлекаемых к проведению встреч с категориями лиц, в наибольшей степени подверженных влиянию идеологии терроризма. В ряде регионов (Справочно: Республика Ингушетия, Республика Дагестан) все более активное участие в разъяснительной работе с молодёжью принимают представители мусульманского духовенства.

Благодаря созданию Информационного центра НАК и его активной работе совместно с оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями значительно повысилось присутствие в СМИ сведений о положительных результатах в сфере противодействия российского государства терроризму. Указанное обстоятельство обусловлено также реализацией политики открытости в рамках взаимодействия государства и гражданского общества.

Тем не менее, несмотря на отмеченные результаты говорить о полноценном функционировании системы противодействия идеологии и выходе ее на запланированный уровень работы пока преждевременно. Осмысленные, сформулированные и оформленные соответствующими решениями задачи рядом субъектов противодействия терроризму реализуются еще формально. Эффективность многих мероприятий далека от желаемой. Имеются нерешенные проблемы в области нормативно-правового обеспечения данной деятельности и т.д.

Имеется ряд системных упущений, выявляемых в ходе работы антитеррористических комиссий. Так, например, для деятельности АТК всех уровней характерны следующие общие недостатки:
- уже названный выше перекос в сторону проведения массовых мероприятий в ущерб системной работе с категориями лиц, подверженных воздействию идеологии терроризма;
- недостаточно активная роль по привлечению представителей СМИ и Интернет-провайдеров к работе по информационному противодействию терроризму;
- низкий уровень выявления и пресечения источников распространения экстремистских и террористических материалов;
- формальное отношение к работе по дерадикализации лиц, содержащихся в исправительных учреждениях за совершение преступлений экстремистского и террористического характера, а также исповедующих радикальные формы ислама;
- отсутствие эффективной системы оценки проведённых мероприятий;
- слабая организация работы по выявлению реальных, свойственных для конкретной территории, причин, провоцирующих вступление молодежи в экстремистские и террористические организации;
- высокий уровень ротации сотрудников АТК, что создает предпосылки к неэффективному управлению процессом информационного противодействия терроризму и т.д. Более подробный анализ будет доведен до заинтересованных субъектов в предстоящем выпуске Научно-практического бюллетеня НАК.

Не умаляя влияния на эффективность системы противодействия идеологии терроризма объективных, системных факторов, таких как недостаточное финансирование антитеррористических мероприятий, высокий уровень безработицы в регионах, наличие социальных диспропорций по материальному признаку и т.д., полагаем, что в значительной мере подобная ситуация обусловлена влиянием прежде всего субъективных факторов.

Основное внимание хотелось бы обратить на низкий уровень дисциплины и ответственности ряда руководителей в ходе реализации нормативных актов и решений в области противодействия идеологии терроризма, а также на недостаточный уровень компетентности и инициативности в реализации поставленных задач.

Полагаем, что работа над устранением выявленных в ходе реализации Комплексного плана информационного противодействия терроризму на 2008-2012 годы проблем и недостатков, а также повышением качества проведения антитеррористических мероприятий должна стать приоритетом в деятельности всех субъектов противодействия терроризму.

Поэтому взамен названного плана на основании итогов его реализации, а также с учетом поступивших от федеральных и региональных органов власти предложений разработан проект нового Комплексного плана информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2013−2018 годы, который предусматривает решение многих из указанных в докладе задач. Предполагаем обогатить его за счет обсуждения на сегодняшнем форуме, после чего представить на утверждение Президенту Российской Федерации.

Таким образом, уважаемые коллеги, наша работа находится еще в самом начале большого и трудного пути. Нам предстоит выработать и реализовать адекватный ответ на распространение терроризма − наиболее острого современного вызова безопасности российского общества и государства.
Благодарю за внимание!
Желаю успешной работы нашей конференции!