Вы здесь

Ильин Е.П. Выступление Первого заместителя руководителя аппарата НАК на I Всероссийском совещании по вопросам обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений. Москва, 1 мая 2011 года

Уважаемые участники совещания!

От имени руководства и аппарата Национального антитеррористического комитета приветствую вас и благодарю организаторов за приглашение обсудить на столь высоком представительном уровне важные для всех нас проблемы.

Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений, предупреждение и локализация негативных процессов в среде учащейся молодежи предусматривает в качестве важнейшей составной части − противодействие террористическим проявлениям.

В настоящее время при оценке обстановки в области противодействия терроризму НАК исходит из того, что бандподполье не снижает активности по рекрутированию в свои ряды новых членов, прежде всего за счет молодежи, подвергшейся целенаправленной идеологической обработке преимущественно на основе идей религиозного экстремизма либо недовольной сложной социально-экономической ситуацией в регионах своего проживания.

Идейная обработка и вербовочная работа ведется не только, как это многим представляется, на территории республик Северного Кавказа. Эмиссары зарубежных террористических и религиозно-экстремистских организаций стремятся активизировать подпольную антироссийскую деятельность в Поволжье и на Урале, где вскрыта и пресечена деятельность ряда подпольных ячеек «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» и «Исламского движения Узбекистана».

В последние годы активизировалось проникновение вербовщиков северокавказского бандподполья в образовательные учреждения и молодежную среду в целом. О масштабах этого явления и его негативных результатах свидетельствуют следующие примеры.

Анализ данных за последние 4-5 лет показывает, что возраст четырех из пяти бандитов, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.

Статистика, в частности, говорит о том, что из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам в период амнистии, объявленной 22 сентября 2006 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе Национального антитеррористического комитета около 80% составили молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет.

Из 92 ликвидированных в октябре 2005 года боевиков – участников вооруженного нападения на объекты правоохранительных органов в г. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), 58 были молодыми людьми в возрасте до 25 лет.

Для противодействия указанным негативным тенденциям в молодежной среде органы государственной власти, местного самоуправления, образовательные учреждения с привлечением возможностей гражданского общества могут и должны, по оценкам Национального антитеррористического комитета, сосредоточить свои усилия на работе по следующим направлениям:
- информационно-аналитическое (выпуск книг, памяток, брошюр, обращений, плакатов, социальной рекламы, публикаций в прессе о деятельности правоохранительных органов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов, видеороликов и т.д.);
- пропагандистское (дифференцированно для различных категорий: для гражданского населения, и - отдельно - для участников незаконных вооружённых формирований);
- контрпропагандистское (адекватная реакция на выступления, высказывания главарей бандформирований, дезинформацию, распространённые листовки и пропагандистскую литературу);
- идеологическое (формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей и т.д.);
- организационное (содействие деятельности общественных и религиозных объединений конструктивной и антитеррористической направленности; взаимодействие со СМИ, проведение конкурсов на лучшие материалы антитеррористического характера, конференций, слётов, «круглых столов» и т.д.);

- образовательное (создание системы подготовки специалистов в области информационного противодействия терроризму).
Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует работать по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Инструментом для проведения такой работы следует избрать школу – как важнейший институт воспитания и социализации молодежи. Школа – это поле битвы за умы и сердца подрастающего поколения.

В данной связи под эгидой Национального антитеррористического комитета разработана программа и модульный сетевой учебно-методический курс «Воспитание антитеррористического поведения и иммунитета к религиозному экстремизму» для дополнительной подготовки и методической поддержки работников образования.

Также в прошлом году по заказу аппарата Национального антитеррористического комитета издательством «Просвещение» завершена разработка Программы общеобразовательных учреждений по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», учебников по предмету ОБЖ для 5,7,9,10 и 11 классов, включающих в себя разделы «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации», справочника по противодействию терроризму для 10-11 классов, а также двух брошюр, дополняющих указанные учебники.

Издана и направлена в территориальные органы управления образованием в Южном, Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах серия специальных изданий – научно-популярных брошюр для внеклассного чтения «Защитим свой мир» (ОАО «Издательство «Просвещение»).

Цель проекта: формирование в сознании детско-юношеской аудитории установок на противодействие факторам распространения идеологии терроризма, разоблачение ложных стереотипов об экстремизме и терроризме.

Разработанные издания обсуждались на открытых семинарах с участием преподавателей и директоров школ, детских психологов и представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также на страницах ряда учебно-методических журналов. Они прошли экспертизу в Минобрнауки России, в Российской академии образования и МЧС России и получили положительные экспертные заключения.

Координация деятельности на указанном направлении осуществляется антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации. В частности вопросы противодействия терроризму и экстремизму регулярно рассматриваются на заседаниях комиссий, координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, оперативных совещаниях. На основе анализа складывающейся в субъектах Российской Федерации обстановки разрабатываются и реализуются целевые программы по противодействию терроризму и экстремизму. Предусмотрены меры, направленные на поддержку традиционных религиозных конфессий, развитие национальных культур, борьбу с ксенофобией, особенно в молодежной среде, активизацию информационно-пропагандистской работы через региональные и муниципальные средства массовой информации.

Второе направление деятельности НАК и АТК в субъектах Российской Федерации – обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Министерствами общего и профессионального образования совместно с органами местного самоуправления осуществляется мониторинг состояния безопасности подведомственных образовательных учреждений.

По полученным на сегодняшний день аппаратом НАК данным за период с 2008 года по настоящее время отмечается положительная динамика в совершенствовании антитеррористической защищенности образовательных учреждений:
- в большинстве образовательных учреждений разработаны паспорта антитеррористической защищенности, которые согласованы с органами внутренних дел;
- разработаны инструкции по действиям персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровья учащихся, захватом заложников, обнаружением подозрительных предметов или взрывных устройств, а также инструкции по взаимодействию с правоохранительными органами;
- разработаны совместные планы взаимодействия администрации учреждений образования, охраны и персонала с ОВД, частными охранными предприятиями при получении информации о возможном совершении теракта, обнаружении взрывчатых веществ;
- в образовательных учреждениях муниципальных образований формируется институт школьных инспекторов милиции;
- в должностных инструкциях определена компетенция руководителей образовательных учреждений в части обеспечения безопасности;
- ежегодно при подготовке к началу учебного года и во время августовских совещаний проводятся инструктажи руководства и персонала учреждений образования по порядку действий в случае возникновения угрозы или совершения террористического акта;
- приняты меры по обеспечению инженерно-технической укрепленности объектов (установка и ремонт ограждений, наружноеосвещение зданий в темное время суток, установка дорожных знаков, запрещающих въезд транспорта на территорию образовательных учреждений).

В рамках реализации муниципальных комплексных программ «Безопасность образовательного учреждения»продолжается работа по оборудованию учреждений образования средствами тревожной сигнализации с подключением на пульты централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Ежегодно в преддверии нового учебного года учреждения образования проверяются на предмет их антитеррористической защищенности. По результатам обследований вносятся предложения по совершенствованию контрольно-пропускного режима, системы охраны, повышению технической укрепленности, оборудованию средствами охранно-пожарной сигнализации и повышению бдительности персонала.

Все эти мероприятия и образуют алгоритм действий каждого учебного заведения по обеспечению своей антитеррористической защищенности.

В последние годы принят ряд решений по линии Национального антитеррористического комитета, направленных, прежде всего, на создание инфраструктуры информационно-пропагандистской работы с населением. Это третье направление работы по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений. Антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти поручено подобрать квалифицированных специалистов в этой сфере, обеспечить их соответствующей информационной продукцией и организовать постоянную разъяснительную работу со всеми категориями населения, прежде всего с молодежью.

Например, в Республике Дагестан с 9 по 15 ноября 2010 г. при участии профессорско-преподавательского состава Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации на базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров был организован и проведен научно-практический семинар «Религиозный экстремизм: причины и пути преодоления». В работе семинара принимали участие учителя и преподаватели средних и высших учебных заведений, а также заместители руководителей муниципальных образований по безопасности общей численностью более 100 человек.

Для налаживания целевой повседневной работы наиболее перспективным, по нашему мнению, является создание в регионах и муниципалитетах сети общественных информационно-аналитических и пропагандистских центров антитеррористической направленности при образовательных и культурно-просветительных учреждениях, своего рода – общество «Знание», но на принципиально новой основе. В состав этих центров помимо официальных представителей власти должны входить видные деятели науки, образования, культуры, авторитетные представители религиозных и общественных организаций, активисты молодежных образований.

Главной задачей центров должно стать глубокое, научное изучение современной идеологии терроризма и всемерное противодействие этой идеологии: подготовка аналитических сборников, докладов и записок, предложений и рекомендаций по вопросам противодействия терроризму; организация конференций, семинаров и школ по актуальным проблемам терроризма; разработка текстов лекций и выступлений в целях оказания помощи в проведении эффективной, грамотной антитеррористической пропаганды среди различных групп населения и особенно молодежи. И, может быть, самое главное: то, что называется индивидуальной работой с каждым молодым человеком.

Кроме того, Общественный информационно-аналитический и пропагандистский центр антитеррористической направленности при одном из ведущих ВУЗов региона мог бы стать органом, который бы организовывал, координировал и направлял усилия ученых по написанию научных и популярных книг и статей, а представителей художественной интеллигенции, писателей, кинорежиссеров, артистов - на создание убедительных по содержанию рассказов, повестей и кинофильмов о разрушительной сути и деструктивных целях современного терроризма. Особо следует выделить роль этих центров при координации работы в таких областях, как СМИ, блогосфере и сети Интернет в целом.

Четвертое направление - информационное противодействие терроризму в Российской Федерации. В рамках мероприятий по этой линии с участием негосударственных структур сегодня реализуется ряд проектов, направленных на создание нравственно ориентированных образцов искусства, демонстрирующих идеалы добра, справедливости, идеи межнационального и межрелигиозного мира и согласия. Проводятся международные научно-практические конференции и семинары по различным правовым, организационно-практическим и другим аспектам взаимодействия органов государственной власти, правоохранительных органов со СМИ и общественными организациями по указанным вопросам.

В целях привлечения научной и студенческой молодежи к проблеме противодействия терроризму ученые ведущих вузов России (МГТУ им. Баумана и МГУ им. Ломоносова) в прошлом году обратились к научному сообществу России с предложением создать проекты гуманитарных, экономических и технических программ, направленных на противодействие терроризму. Итоги одного из таких проектов – открытого конкурса работ студентов, аспирантов и молодых учёных технических и гуманитарных вузов по общей тематике «Наука и образование против террора - 2010» – подведены в октябре на конференции в МГТУ им. Баумана. Из 112 работ, представленных 55 вузами из 34 городов Российской Федерации и одним вузом из Белоруссии, победителями стали шесть работ. В текущем году мы проводим второй одноименный конкурс.

Условия для участников и результаты этой работы размещаются на интернет-портале «Наука и образование против террора», который включает открытый дискуссионный клуб, экспертный закрытый модерируемый форум, конкурсы идей в области антитеррористической деятельности, виртуальную библиотеку с материалами по проблематике антитеррористической деятельности. Постоянно проводится работа по повышению качества его оформления и информационного наполнения. С августа 2010 года посещаемость возросла до 3000-3500 обращений в месяц. Отмечен интерес к порталу из-за рубежа.

Кроме того, в сети Интернет созданы сайты «Молодёжь за Чистый Интернет» (http://www.truenet.info), «Молодёжь за честный Интернет» (http://www.behonest.ru) и их форумы, сайт «Террору Нет» (http://www.terrorunet.ru), ряд тематических блогов. С декабря 2010 года начал функционировать Интернет-сайт «Журналисты против террора» http://smi-antiterror.ru.
На указанных интернет-ресурсах размещается целевая информация антитеррористического содержания, в том числе общеновостная.

Подводя итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть, что важнейшими путями повышения эффективности противодействия терроризму, в том числе в молодежной среде, на современном этапе являются:
- подготовка специального блока специалистов в сфере противодействия идеологии терроризма и повышение квалификации участников антитеррористической пропагандистской деятельности;
- системное проведение конференций, круглых столов, молодежных фестивалей и форумов, а также организация лекционной и пропагандистской работы среди населения по материалам, обличающим не только сам терроризм и экстремизм, но и пособничество террористам со стороны должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и предпринимательских структур;
- индивидуальная и групповая работа с молодежью из т.н. группы риска, развитие толерантности у молодых людей, в том числе формирование отрядов волонтеров по вопросам предупреждения и пресечения экстремистских акций в студенческой и молодежной среде;
- проведение конкурса среди ВУЗов на лучший социально-психологический проект «Повышение эффективности противодействия идеологии терроризма в молодежной среде»;
- разработка и введение в высших учебных заведениях факультативных курсов по обучению навыкам психологического и физического поведения в экстремальных ситуациях;
- создание в ВУЗах междиаспоральных дисциплинарных советов, в состав которых входили бы наиболее авторитетные студенты, представители всех национальностей, обучающихся в данном ВУЗе;
- проведение «Уроков дружбы», тренингов адаптации для студентов из различных регионов РФ (особенно из постконфликтных районов), а также содействие интеграции иностранных студентов в молодежную среду города;
- проведение конкурсов журналистских и других материалов, направленных на пропаганду идей толерантности и дискредитацию агрессивно-националистических идей в СМИ;
- организация студенческого добровольческого движения «Открытые сердца»;
- регулярное (на постоянной основе) проведение в Южном федеральном университете международного молодежного студенческого фестиваля «Кавказ – наш общий дом»;
- создание на базе студенческой психологической службы ЮФУ (она пока первая и единственная в стране), службы помощи молодежи в кризисных ситуациях.

Безусловно, в ходе сегодняшнего совещанию будут обозначены и другие проблемные вопросы и предложения. Уверен, что совещание послужит катализатором совершенствования комплексной безопасности образовательных учреждений и даст новый импульс работе, в том числе направленной на борьбу с одним из наиболее масштабных вызовов современности – терроризмом и распространением идеологии насилия.

Благодарю за внимание!