Вы здесь

Попов В.В. Актуальные проблемы формирования системы противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации. Выступление на II Всероссийской научно-практической Конференции в МГУ им. М.В.Ломоносова. Москва, 13-14 октября 2010 года

Актуальные проблемы формирования системы противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации

Попов В.В. Доцент кафедры социологии и политологии ИППК МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат педагогических наук

Напечатано со стенограммы выступления автора на секционном заседании Конференции
На пленарном заседании Конференции в докладе представителя руководства аппарата Национального антитеррористического комитета были подробно изложены меры, предпринятые в последние годы в нашей стране по формированию системы противодействия идеологии терроризма. Наиболее активно и последовательно как на федеральном, так и на региональном уровне эта работа проводится уже 3-й год в рамках реализации утверждённого Президентом Российской Федерации «Комплексного плана информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008 – 2012 годы», а также Федеральной целевой программы «Антитеррор». За указанный, сравнительно небольшой период, сделано немало, что даёт возможность предварительно оценить некоторые достигнутые результаты.

Хотелось бы остановиться, прежде всего, на проблемах, решение которых, на мой взгляд, сопряжено с наибольшими трудностями.
Во-первых, с каких идеологических позиций можно эффективно противостоять идеологии терроризма? Можно ли бороться с антигосударственной идеологией в отсутствии идеологии государственной? Ряд экспертов в области антитеррора, в том числе и участники нашей конференции, отмечают, что идеологию терроризма как цельное понятие можно рассматривать лишь по форме – как совокупность догматов, установок, аргументов и технологий, с помощью которых обосновывается допустимость использования нелегитимного насилия для достижения социально-политических и иных целей.

По содержанию идеология различных террористических объединений достаточно разнообразна. В их основе может быть религиозно-политический экстремизм, этно-сепаратизм, троцкизм, маоизм и т. д. Однако при всём многообразии теоретических основ, террористические учения позволяют их авторам реализовывать среди своих последователей основные функции, которые выполняет в обществе идеология: информационно-познавательную; мобилизующую (социально-организующую); оценочную (аксиологическую) и др.

Поэтому идеологии террора необходимо противостоять с позиции разделяемых обществом идей, ценностей, принципов, которые исключают нелегитимное насилие, то есть с позиций государственной идеологии, имеющей чёткую антитеррористическую составляющую, идеологии, в основе которой лежат такие понятия, как справедливость, уважительное отношение друг к другу, любовь к Родине (большой и малой), гражданский долг, семейные ценности, социальная ответственность бизнеса и т.п. Всё это близко и понятно большинству граждан, независимо от национальной принадлежности, религиозных предпочтений и социального статуса. Это так называемая народная идеология. Она не приемлет насилие, несправедливость, национализм, религиозную нетерпимость. Она жизнеутверждающая. В ней нет места ненависти, экстремизму, терроризму. Вопрос о том, в каких нормативно-правовых и информационно-пропагандистских формах её зафиксировать и эффективно продвигать в обществе.
К сожалению, как показывают социологические опросы, в настоящее время в обществе нет единства в этом важнейшем вопросе. Это касается, прежде всего, части ориентированной на так называемые либеральные ценности интеллигенции и бизнес сообщества, которые болезненно и настороженно воспринимают такие понятия как государственная идеология, национальная идея. Такая идеофобия следствие общественно-политических процессов, которые привели к распаду Советского Союза и краху социалистической модели общественно-политического устройства нашей страны в 80-х и 90-х годах. Да, мы отказались от единой государственной идеологии, утверждавшей насилие одного класса (формально пролетариата, а фактически партийной номенклатуры) над остальным обществом (в том числе и посредством террора) и это нашло отражение в конституции новой России. Для конкретных исторических условий того периода этот шаг был, видимо, оправдан. Однако в настоящее время ситуация принципиально иная и всё чаще, в том числе и с позиций руководства страны, звучат призывы прежде всего к научному сообществу, творческой интеллигенции о необходимости изменений в этом вопросе.

Для его решения нужна последовательность и политическая воля руководства страны, большая работа в среде научной, творческой интеллигенции, бизнес сообщества с учётом авторитета и значимости указанных категорий населения в формировании общественного мнения.

Не могу согласиться с прозвучавшим на пленарном заседании предложении о том, что в основе антитеррористической идеологии должен лежать интернационализм, который олицетворял дружбу народов СССР. Интернационализм периода СССР теоретики и практики марксизма-ленинизма продвигали как интернационализм пролетарский, исходя из того, что близки могут быть лишь пролетарии, которых, якобы, независимо от национальности объединяет классовая ненависть к «богатеям-угнетателям», а также иным «социально незрелым» группам и слоям общества. Советский интернационализм, как и большинство иных принципов построения общества при социализме, был во многом лицемерным и иллюзорным. Им так и не прониклись национальные элиты бывших союзных республик, что в значительной степени способствовало распаду СССР. Свидетельством несостоятельности пролетарского интернационализма явился распад почти всех многонациональных стран бывшего социалистического лагеря. Те же, которые сохранились и считают себя социалистическими, обеспечивают свою территориальную целостность отнюдь не продвижением интернационалистических идеалов.

Во-вторых, вопрос о роли и месте гражданского общества в системе противодействия идеологии терроризма. На уровне руководства страны, Национального антитеррористического комитета, научного и экспертного сообщества по этому вопросу давно уже сложилась единая позиция – гражданское общество по сравнению с органами власти всех уровней располагает неизмеримо большим арсеналом форм и методов профилактического воздействия на категории населения, наиболее подверженные влиянию террористической идеологии: молодёжь, лица, осужденные или отбывшие наказания за преступления террористической направленности, и их родственники, вынужденные переселенцы и беженцы, трудовые этномигранты.

Вместе с тем, в формирующейся в настоящее время системе противодействия идеологии терроризма, роль основных субъектов, организующих проведение соответствующих профилактических мероприятий отведена Национальному антитеррористическому комитету, антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях. То есть, фактически, органам исполнительной власти. Однако в органах исполнительной власти под эти новые, дополнительные для них задачи не предусмотрены соответствующие кадровые ресурсы. Их решать приходится «в пределах существующей штатной численности», наряду с обязанностями в соответствии с должностным предназначением, то есть «по совместительству», «в свободное от основных обязанностей» время, по «остаточному принципу». Также сложно рассчитывать на то, что эту проблему может «перекрыть» аппарат антитеррористической комиссии – в большей части субъектов Российской Федерации он состоит из одного-двух сотрудников, на которых часто возложены задачи по обеспечению деятельности и иных комиссий, функционирующих при органах исполнительной власти (антинаркотических, противопожарных и т.п.).

В связи с этим, показателен положительный опыт работы антитеррористической комиссии в Чеченской Республике по информационному противодействию терроризму, где успех обеспечивается, прежде всего, централизацией организационно-административных и информационно-пропагандистских ресурсов, наступательностью, инициативой и регулярностью проводимых мероприятий, широким привлечением для их проведения духовных лидеров, творческой интеллигенции, лиц, добровольно отказавшихся от участия в противоправной экстремистской деятельности, активном информационным воздействием на молодёжь, в том числе и с использованием Интернет-технологий.

Поэтому многие практические работники и эксперты в сфере профилактики терроризма и его идеологии на различных уровнях высказываются о том, что для повышения эффективности противодействия идеологии терроризма необходимы специализированные, располагающие профессионально подготовленными кадрами информационно-пропагандистские и медийные структуры, действующие на постоянной основе. Причем указанные структуры вовсе не обязательно должны быть государственными.

На это указывает и зарубежный опыт. Так в Соединённых Штатах Америки в решении задач в сфере информационного противоборства, в том числе и противодействия идеологии терроризма, особая роль отведена таким специализированным, высокобюджетным негосударственным, но подконтрольным Государственному департаменту и спецслужбам структурам как Международное общественное информирование (IPI), Американское агентство по международному развитию (USAID), Руководящий совет по телерадиовещанию (BBG) и др., а также на координируемые ими многочисленные некоммерческие и неправительственные организации.

Отдельно хотел бы остановиться на особенностях гражданского общества в национальных республиках Северного Кавказа и его участии в противодействии идеологии терроризма. Институты гражданского общества, как негосударственные формы социальной самоорганизации в этом регионе имеют очевидную специфику. Его условно можно разделить на формальную и неформальную составляющую. Формальная – это различные этнокультурные, творческие, молодёжные и иные объединения, пользующиеся административной и материальной поддержкой региональных властей. По оценкам ряда экспертов популярность большей части этих структур в обществе невелика, не смотря на то, что некоторые из них с целью повышения собственного рейтинга часто критикуют федеральную и региональную власть с националистических, сепаратистских и радикальных исламистских позиций. Неформальная – родственно-территориальные объединения (тейпы) и религиозные общины (суфийские братства).

Авторитет неформальных структур, в отличие от формальных, достаточно высок. И от того, насколько они разделяют и поддерживают усилия исполнительной власти в сфере противодействия экстремизму и терроризму, во многом зависит эффективность формирующейся системы противодействия идеологии терроризма.

Считаю ошибочной высказываемую рядом специалистов точку зрения о том, что такие особенности гражданского общества в большинстве регионов Северо-Кавказского федерального округа как традиционализм, клановость, религиозность, своеобразие правовой культуры, основу которой составляет так называемое горское право («адат»), - пережитки, мешающие интеграции в цивилизованном социуме. Не следует забывать, что благодаря вышеперечисленному, малочисленные народы региона смогли выжить и сохранить свою этнокультурную идентичность в непростых исторических условиях. Вместе с тем, нельзя игнорировать и то, что такой формат общественного устройства способствовал формированию и развитию таких, глубоко укоренившихся в регионе негативных явлений как коррупция, организованная преступность, криминализация хозяйственного уклада жизни, сепаратизм и национализм, культ силы и лояльное отношение к неправовым формам разрешения социальных проблем. Они не менее, чем бедность, безработица и сложные демографические процессы создают предпосылки для распространения идей экстремизма и терроризма в регионе. Важно, чтобы авторитетные представители общественно-политической и культурной элиты были способны критически оценивать указанные негативные явления и демонстрировать чёткую и последовательную гражданскую позицию их неприятия. Здесь недопустимы двойные стандарты местечкового псевдопатриотизма.

Крайне негативно на эффективность противодействия идеологии терроризма влияет отсутствие единства в общественном сознании и, в первую очередь, в научном сообществе, в среде творческой интеллигенции Северного Кавказа в отношении истории взаимоотношений горских народов с Россией. Политика царского правительства, советского руководства однозначно и безапелляционно преподносится рядом региональных общественных деятелей и учёных как захватническая, колониальная и грабительская. На книжных развалах в Махачкале, Назрани, Грозном и в других городах в большом количестве можно найти литературу, в которой героизируется антироссийская деятельность различных местных феодалов, подстрекавшихся властями Турции и Ирана и совершавших кровавые набеги на мирное население юга России, соседей-горцев, а также Грузию и Азербайджан. Многие общественные лидеры не стесняются публично, в том числе и в СМИ, демонстрировать свою неспособность подняться над националистическими и сепаратистскими предрассудками и такие факты чаще всего не получают должной правовой и нравственной оценки.
В немалой степени этому способствует отсутствие современных учебников для образовательных учреждений, в которых беспристрастно, объективно, на основании подлинных документов и материалов, юридически и научно установленных фактов была бы изложена история Кавказской войны, национального государственного строительства, роль народов региона в достижении победы в Великой Отечественной войне.

К сожалению, не первый год остаются без реализации многочисленные пожелания и рекомендации экспертов, учёных, журналистов о необходимости создания федерального телеканала с целью распространения объективной, прежде всего позитивной, информации об общественно-политической ситуации на Северном Кавказе, истории и традициях его народов, его культурно-экономических связях с другими регионами России. Такой канал необходим ещё и потому, что в общественном мнении народов региона, мусульманской молодёжью крайне неоднозначно воспринимаются образцы массовой культуры, прежде всего в сфере морально-нравственных отношений, которыми полон телеэфир центральных федеральных каналов, а изобилие на них сцен жестокости фактически формирует в обществе толерантное отношение к насилию – к основе идеологии террора.

Следует отметить, что наши противники на информационном поле действуют более оперативно. Так с января 2010 г. с территории Грузии на юг России в Интернет формате организована телетрансляция передач с целью дестабилизации общественно-политической ситуации, дискредитации политики федеральной и региональной власти по противодействию терроризму. С аналогичной целью в регионе осуществляется вещание четырёх радиостанций на русском языке и языках ряда северо-кавказских народов. С нашей стороны для информационного противоборства этому задействована лишь 1 радиостанция.
По мнению ряда специалистов по противодействию идеологии террора, появление в настоящее время на территории ряда высокогорных районов Дагестана и ряда других республик Северного Кавказа анклавов, население которых симпатизирует радикальной исламистской идеологии, – следствие их информационной изолированности, а также неспособности коррумпированной и неэффективной региональной и муниципальной власти противостоять на информационном поле радикалам и экстремистам. Последние не обременены административной ответственностью, но обещают быстрое решение всех проблем посредством устройства общественной жизни по законам шариата.

И, в-третьих, - в отношении совершенствования работы с молодёжью, с целью её дерадикализации и воспрепятствования вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность. Национальным антитеррористическим комитетом на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации проводится большая работа по созданию сети профессиональных пропагандистов антитеррора с привлечением к участию в ней авторитетных представителей научной и творческой интеллигенции, общественных деятелей, священнослужителей традиционных конфессий в целях проведения регулярных просветительских мероприятий антитеррористической тематики с различными категориями населения, прежде всего с молодежью. Проводятся мероприятия по формированию и совершенствованию профессиональных навыков у специалистов, работающих в молодёжной среде.

При этом основные усилия направляются, прежде всего, на реализацию прямого информационного воздействия на молодёжь с целью противодействия агитационно-пропагандистских усилий идеологов террора по вовлечению её в противоправную деятельность, а также на подготовку специалистов, умеющих такое воздействие оказывать. Однако, на мой взгляд, необходимо шире использовать различные формы опосредованного воздействия на молодых людей: различные массовые культурно-досуговые и спортивные, волонтёрские, благотворительные, экологические и пр. мероприятия с участием молодёжи различных национальностей и религиозных предпочтений (молодежные форумы, фестивали национальных культур, региональные и межрегиональные спартакиады по различным (в том числе национальным видам спорта), летние (каникулярные) лагеря, слеты и т.д. Важно оптимально сочетать мероприятия социально-политической, этно-конфессиональной, культурно этнографической и культурно-досуговой направленности, предполагающие активное групповое и межличностное взаимодействие их участников в рамках активных дискуссионно-игровых форм. Необходимо организовывать общение, основанное на реализации позитивного потенциала того, что объективно объединяет и сближает: общность культуры, языкового пространства, истории, возрастных интересов и предпочтений. Это позволит обеспечить максимальный воспитательный и информационно-пропагандистский эффект, способствовать преодолению имеющиеся негативных стереотипов и предрассудков, предоставит возможность самореализации молодых людей в решении благородных и социально значимых задач.

Важно, чтобы подобные мероприятия проводились не только в федеральном, межрегиональном и региональном, но и в муниципальном формате. Для этого необходимо готовить специалистов, обладающих необходимыми организаторскими и методическими навыками, креативных, современных, умеющих работать с молодёжью, а также шире использовать возможности институтов гражданского общества.