Синцов Н.В. Выступление на конференции «Безопасность образовательной среды: противодействие идеологии терроризма и экстремизма» в МИРО. Москва, 8-9 сентября 2014 года
Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить инициаторов сегодняшнего мероприятия за предоставленную возможность обмена мнениями по тем важным вопросам, которые нашли отражение в повестке дня, а также тех, кто нашел возможность приехать на конференцию. Убежден, что каждый из присутствующих почерпнет для себя то необходимое, чего не хватает при организации профилактической работы.
Актуальность проблемы противодействия распространению идеологии терроризма в молодежной среде, уверен, не вызывает никаких сомнений. И тем более не может вызывать сомнений тот факт, что именно образовательная сфера должна играть ключевую роль в организации работы на данном направлении.
В настоящее время государству и обществу недостаточно ставить перед собой цель победить терроризм лишь силовыми методами, т.е. нейтрализовать деятельность той или иной бандгруппы или привлечь к ответственности одиозного главаря экстремистской ячейки. Противодействие терроризму в современных условиях подразумевает в первую очередь борьбу с его идеологией, за счет распространения которой как раз и происходит постоянное пополнение экстремистских групп, террористического бандподполья и его пособнической базы.
В силу своих социально-психологических особенностей молодежь является одной из наиболее восприимчивых к идеологическому воздействию категорий населения. Именно поэтому вдохновители и идеологи экстремизма и терроризма рассматривают ее в качестве основного источника пополнения рядов своих последователей.
Радикальными организациями и группировками осуществляется целенаправленная идеологическая обработка молодежи, основанная преимущественно на идеях религиозного или национального экстремизма. За умы и души подрастающего поколения ведется настоящая война, и в этом противостоянии с обществом и государством радикалами применяются все доступные средства, предпринимаются попытки использовать современные общественные процессы и явления. О негативных тенденциях свидетельствует тот факт, что основная часть лиц, встающих на путь радикализма и вооруженного насилия, составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет.
Свой вклад в идеологическую обработку молодых людей вносят и эмиссары зарубежных террористических и религиозно-экстремистских организаций. Причем действуют они не только на территории республик Северного Кавказа, но и в центральной части России.
Профилактика деструктивных процессов, проявлений терроризма, прежде всего в среде молодежи, является важной составной частью деятельности Национального антитеррористического комитета, направленной на противодействие экстремистским и террористическим проявлениям в Российской Федерации.
В 2011-2012 годах по заказу аппарата НАК была подготовлена научно-исследовательская работа, посвященная разработке образовательных программ и методик формирования антитеррористической идеологии у школьников, а также учащихся средних специальных и высших учебных заведений.
В итоге были разработаны три основных учебных спецкурса – по одному для каждой категории учащейся молодежи (школьники, учащиеся ссузов и студенты вузов) и, соответственно, для каждого типа учебного заведения, включающих учебную программу, учебно-методическое пособие, список учебной литературы и электронных ресурсов по теме.
Для вузов был разработан курс «Идеологическое противостояние терроризму», рассчитанный на 1 семестр (48 часов) для студентов 2-3 курсов обучения с последующим формированием из числа студентов актива антитеррористической пропаганды. Для ссузов – курс «Идеологические основы противодействия терроризму», рассчитанный на 1 семестр (34 часа). Для средних школ – курс «Общие основы противодействия терроризму», рассчитанный на один учебный год (34 часа, один урок в неделю).
В порядке апробации этих курсов проведены занятия в рамках близких по тематике курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», а также тренинговые занятия.
Для апробации и введения в образовательную практику разработанных курсов в качестве базовых учреждений были определены школа-лицей № 35 г. Ставрополя, Ставропольский кооперативный техникум-колледж коммерции и права, а также Ставропольский госуниверситет.
В данных образовательных учреждениях выбраны классы и учебные группы (в школе – 10-й класс, в техникуме и вузе – 2-е курсы), имеющие типичный для регионального состава учащейся и студенческой молодежи половозрастной, многонациональный и поликонфессиональный состав. В учебных группах проведены комплексы разовых образовательно-воспитательных мероприятий вводного характера: развернутые лекционные занятия (4 часа), тренинги (4 часа), тематические встречи с работниками правоохранительных органов, обсуждения материалов СМИ и Интернета. В вузе проведена студенческая конференция с презентацией и обсуждением материалов курсовых работ антитеррористической направленности. Кроме того, было обеспечено участие актива данных групп в общегородском мероприятии («Ставрополь – город межнационального согласия»).
Разработанные специальные программы и методики антитеррористического образования и воспитания, на наш взгляд, могут стать основой для выработки научно-практических рекомендаций для других образовательных учреждений, органов государственного и муниципального управления.
Конечная цель этой работы – изменить мировоззрение, добиться отторжения молодежью самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения социальных, национальных, конфессиональных, территориальных и любых других проблем и противоречий.
Аппарат Национального антитеррористического комитета, координируя профилактическую работу субъектов антитеррористической деятельности, стремится применять разнообразные формы и методы антитеррористической пропаганды. Так, в течение четырех последних лет нами организовано и проведено 8 студенческих фестивалей (форумов) (по четыре в Южном и Приволжском федеральных округах) с обсуждением проблем терроризма и религиозного экстремизма. Формат этих мероприятий включал проведение ряда пресс-конференций, семинаров, круглых столов, Интернет-конференций, тематических фотовыставок, акций памяти, концертов и др. Подобные мероприятия помогают формировать не только антитеррористическое мировоззрение, но и актив из числа студенческих лидеров, способных продвигать соответствующие идеи в молодежной среде.
В целях антитеррористического образования и воспитания учащихся школ и студентов вузов в течение нескольких лет аппаратом НАК совместно с антитеррористическими комиссиями в субъектах страны проводится работа по включению в научно-популярную и учебно-методическую литературу разделов по теме противодействия экстремизму и терроризму.
В 2012-2013 годах по заказу аппарата НАК подготовлены научно-популярные издания антитеррористической направленности для учащихся средних и старших классов, студентов вузов, их родителей, преподавателей и воспитателей: «Обвиняется терроризм», «Что такое терроризм?», «Остановим терроризм», «Ислам традиционный и вымышленный», «Молодежь и антитеррор», «Интернет и антитеррор», а также литературно-художественное издание «История подвига. Открытый дневник» в трех частях.
В указанных изданиях раскрывается сущность терроризма, анализируются особенности подросткового и юношеского возраста и риск втягивания молодежи в экстремистские и террористические структуры. Показывается роль государства и граждан в противодействии терроризму. Раскрываются методы вовлечения молодых людей в преступную деятельность и способы противодействия этому. Даются рекомендации по выявлению признаков подготовки террористических актов и излагаются способы поведения в ситуациях, связанных с террористическими угрозами.
Особое внимание при разработке печатных изданий было обращено на дерадикализацию молодежи и ее предостережение от втягивания в экстремистскую и террористическую деятельность, в том числе через Интернет. Приводятся и комментируются факты преднамеренного внедрения так называемыми «интернет-имамами» информационных вирусов экстремистского характера, призывов к ненависти, вражде, попытки оправдания терроризма.
Наряду с этим в брошюрах учтены национальные, религиозные, возрастные, психологические характеристики молодежи, состояние экономической, криминальной и социально-политической обстановки в субъектах Российской Федерации и в стране в целом, информационные запросы населения, местные традиции и специфика регионов.
По заказу аппарата НАК был разработан и приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 утвержден учебник по предмету «ОБЖ» с новым разделом антитеррористической и антиэкстремистской направленности. С 10 февраля 2011 года он является обязательным для общеобразовательных учреждений страны. В дополнение к нему подготовлен и издан учебник для 10-х классов по предмету «Обществознание» и учебно-методическое пособие «ЕГЭ по обществознанию: из школы в вуз». В указанные издания включены параграфы «Глобальная угроза международного терроризма» и «Правовые основы антитеррористической политики российского государства».
Отдельно хотел бы обратить внимание на учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской религиозных культур и светской этики. С 2011 года он внедрен в школьное образование на всей территории России. Однако в итоге произошел отход от первоначального замысла – теперь родители ученика должны выбрать один из модулей и изучать только одну из религий или светскую этику. А замысел всей этой политики заключался как раз в том, чтобы молодые люди со школьной скамьи четко усвоили, что базовые ценности всех основных религий в принципе одинаковы и именно на их основе формируются нормы и правила жизни и светской этики. Изменение содержания предмета в однополярном направлении, на наш взгляд, приносит вместо желаемой пользы только вред, поскольку усугубляет однобокое восприятие мира школьниками.
Для использования при организации и проведении профилактических мероприятий в молодежной среде подготовлено четыре цикла специализированных телепередач (всего 32 выпуска): «Терроризм без маски» (6 выпусков), «Обвиняется терроризм» (12 выпусков); «Операция «Антитеррор» (8 выпусков), «Кавказские истории» (6 выпусков). Кроме того, подготовлено 80 видеороликов антитеррористического содержания, которые размещены в Интернете. Аналогичная работа осуществляется и в текущем году. В ноябре-декабре в эфире телеканала «Россия-1» выйдет 12-серийный цикл документальных фильмов «Антология Антитеррора».
Перечисленные информационные материалы направлены аппаратом НАК во все АТК в субъектах Российской Федерации.
В этом году мы начали проводить мониторинг использования и внедрения на местах разработок, о которых говорилось выше. В результате обобщения и анализа полученных данных установлено, что антитеррористическими комиссиями приняты определенные меры по организации данной работы. Аппараты комиссий, как правило, направляют их в АТК в муниципальных образованиях и заинтересованные региональные органы управления образованием, культурой, национальной, молодежной и информационной политикой, взаимодействия с гражданским обществом и СМИ. При этом зачастую они дорабатываются с учетом местных условий и под целевую аудиторию.
Приведу несколько примеров положительного опыта использования материалов. Так, методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма были положены в основу информационно-справочных материалов и методических рекомендаций, разработанных и направленных межведомственной рабочей группой по информационному противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области в муниципальные районы и городские округа региона для использования в деятельности местных пропагандистских групп.
Сотрудниками аппарата АТК в Карачаево-Черкесской Республике информационные материалы были рассмотрены и распространены среди делегатов I Съезда республиканской молодежи.
В Республике Башкортостан на всех уровнях назначены лица, ответственные за учет, хранение и внедрение информационных материалов. Для проведения профилактических антитеррористических мероприятий используется проект республиканского агентства по печати и СМИ – международный фестиваль социальной рекламы «Городская СРеДА» («Социальной Рекламе – ДА!»), в рамках которого размещена тематическая социальная реклама, подготовленная с использованием материалов аппарата НАК для проведения мероприятий, приуроченных ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом – 3 сентября.
В Ростовской области молодежным парламентом и правительством г. Батайска при поддержке АТК в муниципальном образовании подготовлены пропагандистские материалы для подрастающего поколения, распространяемые в т. ч. с помощью специального агитпоезда. В Семикаракорском районе на базе одной из библиотек развернут специальный методический кабинет, где наряду с другими материалами помещены научно-популярные издания, подготовленные по заказу аппарата НАК. В лицее № 11 г. Ростова-на-Дону в рамках разработанной и реализуемой Программы антитеррористического образования и воспитания учащихся с февраля 2014 года регулярно проводятся «родительские четверги», в учебном процессе используются специальные модули по ОБЖ и обществознанию.
Вместе с тем в ходе мониторинга вскрыты отдельные недостатки в организации использования полученных из аппарата НАК материалов.
Несмотря на рекомендации аппарата НАК, во всех проверенных АТК контроль внедрения информационных материалов не организован. Отсутствует система сбора и анализа информации о практике использования, степени востребованности материалов, не проводится оценка результативности их применения, не организованы выявление проблемных вопросов и выработка предложений по их решению.
Не везде информационные материалы дошли до конечного потребителя, меры по размножению (тиражированию) информационных материалов в необходимых объемах АТК не предприняты.
Основной причиной указанных недостатков является ненадлежащая организация и проведение АТК на местах работы по использованию (внедрению) информационных материалов.
Нельзя не остановиться на такой актуальной проблеме как подбор и подготовка специалистов и преподавателей в области противодействия идеологии терроризма.
В рамках развития системы высшего и послевузовского образования по программам, связанным с профилактикой (предупреждением) терроризма в Российской Федерации, в том числе в молодежной среде, в период с 2009 по 2013 годы прошло обучение 456 человек. Среди них 112 человек так или иначе были связаны с деятельностью образовательных учреждений страны.
Однако в настоящее время далеко не все обученные специалисты задействованы в пропагандистской антитеррористической деятельности. Основными причинами сложившейся ситуации являются кадровые перестановки (перевод на другие участки работы, увольнение с государственной службы и др.), а также слабый контроль со стороны АТК за их использованием по профилю подготовки.
Хотелось бы отдельно отметить исключительную важность и актуальность профилактической антитеррористической работы в глобальной сети Интернет. Поскольку в настоящее время представить подростка без гаджета в руках практически невозможно. Нами предпринимаются действия по выявлению и удалению из сети контента экстремистского содержания. Оказывается содействие в создании государственно ориентированных информационных ресурсов. Так, например РГУ нефти и газа имени Губкина создан интернет-портал «Наука и образование против террора», включающий виртуальную научно-популярную библиотеку с материалами по антитеррористической тематике, открытый дискуссионный клуб, экспертный закрытый модерируемый форум, новостную ленту.
И здесь хотелось бы вновь упомянуть ростовский лицей № 11, где широко применяются информационно-коммуникативные образовательные технологии. Здесь, в частности, созданы и действуют внутрилицейские социальные сети. Кроме того, учащиеся постоянно обращаются к Интернет-ресурсам в интересах образования, получения информации по широкому спектру своих интересов. В связи с этим в лицее разработаны и реализуются меры противодействия негативному влиянию на детей деструктивных воздействий существующего виртуального мира, в том числе террористического и экстремистского контента. Говорю об этом в плане широкого распространения подобного подхода и опыта работы.
В целом же хочу подчеркнуть, что организация работы в сфере противодействия идеологии терроризма в молодежной среде будет только тогда эффективной, когда в положениях об образовательных учреждениях и должностных регламентах педагогических кадров и сотрудников, осуществляющих управление в сфере образования, будет четко прописан этот функционал. Изучив ряд ведомственных нормативных актов (типовое положение об образовательном учреждении, положение о Департаменте государственной политики в сфере общего образования, положение о Департаменте государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки), мы этого не увидели. Хотя Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» установлено, что Минобрнауки разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, предусматривающего организацию в сфере образования и науки эффективного противодействия терроризму, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
В этой связи представляется целесообразным:
- подготовить обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением включить в государственные образовательные стандарты и типовое положение об образовательном учреждении задачу по противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма (насилия) в молодежной среде.
- антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации и региональным органам управления образованием включить в документы перспективного планирования на 2015 и последующие годы проведение регулярных совместных мероприятий по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде с задействованием специалистов, владеющих методикой организации профилактической работы, а также приемами ведения антитеррористической пропаганды, в том числе в сети «Интернет»;
- всем субъектам антитеррористической деятельности рассмотреть вопрос об осуществлении грантовой поддержки зарегистрированных в установленном порядке общественных молодежных объединений, привлекаемых к проведению мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму, в том числе в социальных сетях и блогосфере.
В заключение выступления хочу отметить, что вопрос профилактики экстремистских и террористических проявлений в молодежной среде является одним из наиболее важных и значимых во всей антитеррористической деятельности. Наша задача не просто привить установки на недопустимость использования насилия для решения каких бы то ни было задач, а способствовать формированию полноценной личности, осознающей свое место в жизни и обществе. Спасибо!