Вступительное слово председателя НАК, Директора ФСБ России А.В. Бортникова на совместном заседании НАК и ФОШ
Сегодня мы подведём итоги работы Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба в 2018 году и определим приоритетные направления деятельности на предстоящий период.
Обстановка в Российской Федерации в сфере противодействия терроризму остаётся сложной, но контролируемой правоохранительными органами.
В результате реализации комплекса мер в текущем году значительно снизилось число совершённых преступлений террористической направленности, сократилось количество терактов.
В ходе контртеррористических операций и отдельных оперативно-боевых мероприятий нейтрализовано 65 боевиков, в том числе 10 главарей бандгрупп; задержано 36 главарей, 236 бандитов и 589 пособников.
Пресечена деятельность 37 террористических ячеек, планировавших организовать теракты на территории республик Дагестан, Ингушетия, Чеченской Республики и Ставропольского края.
Принят ряд мер по повышению эффективности предупредительно-профилактической работы. Скоординированная деятельность всех субъектов противодействия терроризму позволила не допустить террористических проявлений в ходе проведения выборов Президента Российской Федерации и чемпионата мира по футболу 2018 года.
Усилен контроль над миграционными потоками в целях предотвращения их использования террористами. МВД и Пограничной службой ФСБ России закрыт въезд в страну более 10 тысячам лиц, подозреваемых в причастности к террористической и экстремистской деятельности, а также не допущен выезд свыше 60 российских и иностранных граждан в зоны вооружённых конфликтов на Ближнем Востоке.
В рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации предпринят ряд дополнительных мер по защите информационного пространства от террористических угроз. Роскомнадзором, МВД и ФСБ России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой расширено внедрение автоматизированных систем мониторинга средств массовых коммуникаций. Это дало возможность пресечь деятельность по распространению противоправной информации более чем 64 тысяч интернет-ресурсов, из которых свыше 47 тысяч содержали материалы, связанные с деятельностью МТО. Для обеспечения преемственности работы по противодействию идеологии терроризма в рамках второго вопроса повестки сегодняшнего заседания мы рассмотрим проект Комплексного плана на 2019 – 2023 годы.
Продолжается работа по пресечению ресурсного обеспечения международных террористических организаций. Комитетом разработаны организационные меры по противодействию финансированию терроризма и борьбе с незаконным оборотом оружия с учётом последних изменений в оперативной обстановке.
В рамках дальнейшего развития правового регулирования деятельности по противодействию терроризму в текущем году был законодательно определён порядок формирования антитеррористических комиссий муниципальных образований, усилена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, а также за заведомо ложное сообщение о теракте, криминализирована пропаганда терроризма.
Вместе с тем террористические угрозы, связанные с деятельностью международных террористических организаций, сохраняются. Главари МТО не оставляют намерений по формированию на территории Российской Федерации законспирированных ячеек и реализации с их помощью своих преступных замыслов.
Пропаганда идеологии терроризма, в основном осуществляемая по телекоммуникационным каналам, ориентирована, главным образом, на молодёжь, включая несовершеннолетних.
Наибольшее количество проявлений терроризма, как и прежде, фиксируется в Северо-Кавказском федеральном округе. При этом МТО предпринимают попытки распространения терактивности и на другие регионы страны, в том числе привлекая в качестве исполнителей преступлений террористической направленности мигрантов из стран Центральной Азии.
В целях повышения эффективности противодействия перечисленным угрозам в 2019 году Комитету и Штабу следует выработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию организации и координации деятельности всех субъектов противодействия терроризму.
Требуется обеспечить использование на регулярной основе результатов мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов в целях своевременного выявления угроз террористического характера и оказания реального влияния на обстановку.
Необходимо наращивать усилия по дальнейшему сокращению террористической активности и недопущению её распространения на территории Российской Федерации, защите информационного пространства от идеологии терроризма.
Следует придать больше системности организации межведомственного взаимодействия в работе по противодействию распространению радикальных взглядов в среде мигрантов и недопущению проникновения сторонников международных террористических организаций на территорию России по миграционным каналам.
Должно быть обеспечено снижение уязвимости потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей. Наряду с неукоснительным соблюдением требований к антитеррористической защищённости объектов необходимо повысить уровень профессиональной подготовки и персональной ответственности специалистов, задействованных в её обеспечении.
На плановой основе следует продолжить проведение мероприятий по нейтрализации террористических угроз на территории Северо-Кавказского федерального округа и снижению уровня радикализации его жителей, в том числе посредством активизации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профилактики терроризма, повышения результативности адресной профилактической работы АТК на местах.
Требуется повысить готовность сил и средств оперативных штабов в субъектах Российской Федерации и в морских районах к незамедлительному реагированию на террористические угрозы.
В целях совершенствования общегосударственной системы противодействия терроризму на муниципальном уровне председатели антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации должны поставить на системную основу оказание методической и практической помощи АТК муниципальных образований.
Всем субъектам противодействия терроризму необходимо проанализировать ход исполнения решений НАК и ФОШ и принять меры к повышению качества их реализации. Состояние работы на данном направлении мы рассмотрим в рамках третьего вопроса запланированной нами повестки.
Заседание Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба