Выступление заместителя Директора ФСБ России – руководителя аппарата НАК И.Г.Сироткина на Конференции высокого уровня глав контртеррористических структур государств – членов ООН
Приветствую от лица ФСБ России участников Конференции высокого уровня глав контртеррористических структур государств-членов ООН. Рассчитываем, что проводимый по инициативе Генерального Секретаря ООН господина А.Гутерреша международный форум послужит плодотворному обмену мнениями, сближению позиций и выработке согласованных подходов к антитеррористической деятельности национальных компетентных органов и в целом упрочению глобальной и региональной безопасности и стабильности.
Российская Федерация активно выступает за центральную координирующую роль ООН в организации межгосударственного сотрудничества в противодействии возникающим вызовам и угрозам со стороны терроризма. В этом контексте хотелось бы особо подчеркнуть ключевую роль Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН и его Исполнительного Директората, а также Управления ООН по контртерроризму, обеспечившего площадку Организации Объединенных Наций для диалога руководителей национальных компетентных органов с целью обеспечения координации международных усилий в области противодействия терроризму.
Полагаем достижение такой цели вполне реальным исходя из имеющегося у Российской Федерации успешного опыта проведения с 2002 года Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов зарубежных государств, в рамках которого организована системная работа по консолидации международного сообщества спецслужб и правоохранительных органов в противодействии террористическому интернационалу в русле выполнения Резолюции СБ ООН 1373 (2001). На протяжении всей истории существования Совещания вектор его деятельности соответствует целенаправленной линии ООН на выполнение рекомендаций контртеррористических резолюций Совета Безопасности 1624 (2005), 2178 (2014), 2354 (2017).
Как показывает многолетняя практика организации упомянутых мной встреч профессионалов высокого уровня, различия во взглядах на отдельные вопросы международной жизни и межгосударственного сотрудничества не являются непреодолимым препятствием для поиска взаимопонимания и установления отношений «союзничества» с целью эффективного противодействия терроризму в глобальном масштабе.
Выступая на VII Московской международной конференции по безопасности 4 апреля 2018 г., Директор ФСБ России А.Бортников призвал «оставить политику политикам и сосредоточиться на решении наших непосредственных задач, в число главнейших из которых входит обеспечение безопасности простых граждан».
В основе комплексного подхода российской стороны лежит выработка системы мер как силового, так и профилактического характера, нацеленных на то, чтобы не допустить развития событий по террористическому сценарию. При выработке решений и реализации контртеррористических мер учитывается имеющийся опыт и задействуется потенциал международного партнерского взаимодействия.
Мы исходим из того, что хотя основная ударная сила международного терроризма – ИГИЛ и связанные с ним вооруженные экстремистские группировки – понесла ощутимые потери в Сирии и Ираке и фактически утратила возможность реализации своего амбициозного территориального проекта, тем не менее, она продолжает представлять серьезную опасность, превратившись на практике в разбросанную по всему миру структуру, организованную по сетевому принципу. Взаимосвязанные или даже действующие автономно ячейки этой сети «расползаются» по территории и за пределы Ближнего Востока: в Центральную и Юго-Восточную Азию, Африку, Европу. По-прежнему сохраняет свою актуальность угроза, исходящая от иностранных террористов-боевиков, членов и пособников террористических организаций, задействующих миграционные каналы.
В этих условиях, как никогда ранее, особую актуальность приобретает имплементация Резолюции СБ ООН 2178 (2014), направленная на выработку действенной системы контрмер в отношении иностранных террористов-боевиков, повышение эффективности информационного обмена в отношении этой категории лиц между национальными компетентными органами, разработку согласованных мер по недопущению подпитки терроризма материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами.
В качестве действенного инструмента для достижения этой цели готовы предложить участие в наполнении и использовании Международного банка данных по противодействию терроризму. На сегодняшний день к нему подключена 41 спецслужба из 34 государств Европы, Азии и Африки, а также 6 международных организаций, включая антитеррористические структуры ООН и СНГ, Интерпол и РАТС ШОС.
Ярким доказательством возможности многосторонней консолидации спецслужб перед новыми вызовами и угрозами считаем нашу совместную с партнерами работу по обеспечению безопасности крупных международных мероприятий. Более 10 лет эта тема находится в зоне особого внимания Совещания. С 2010 года функционирует профильная Рабочая группа экспертов спецслужб и правоохранительных органов. В результате деятельности Рабочей группы и эффективных скоординированных действий ФСБ России с зарубежными партнерами нам удалось обеспечить высокий уровень безопасности гостей и участников таких международных мероприятий, как Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани, Олимпийские и Паралимпийские зимние игры 2014 года в Сочи, Кубок Конфедераций ФИФА 2017 года. В 2018 году задача Рабочей группы состоит в организации взаимодействия и обмена оперативной информацией о возможных угрозах безопасности Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, который проходит в настоящее время в 11 городах России. На период проведения Чемпионата создан и действует Центр международного сотрудничества ФСБ России, в рамках которого осуществляется круглосуточное взаимодействие со 116 представителями от 53 спецслужб и правоохранительных органов из 32 стран.
Мы благодарны нашим зарубежным коллегам, принимающим активное участие в работе Центра, и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество на данном направлении.
Отмечу, что приведенные выше примеры многостороннего взаимодействия национальных компетентных органов являются образцом серьезного, ответственного подхода к вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.
Угрозу безопасности представляет активное, и надо признать – достаточно эффективное использование международным террором современных возможностей информационно-телекоммуникационных технологий, как в целях развертывания масштабной идеологической и психологической обработки в сети Интернет новых сторонников по всему миру, так и для конспиративного «дистанционного» руководства боевиками и их пособниками, организации сбора финансовых средств и обучения тактике совершения диверсионно-террористических актов.
Принимаемые с учетом этого меры противодействия позволяют ограничить возможности для террористической деятельности с использованием интернет-технологий. Однако возрастающая актуальность угроз в данной сфере требует от национальных правительств и их компетентных органов дальнейшей выработки адекватных решений правового и организационного характера, способных реально противостоять активности террористов в сети Интернет.
Несмотря на фактическое поражение в условиях открытого военного противостояния, главари МТО наращивают массированное распространение своих идей в различных регионах мира, тем самым «подпитывая» имеющиеся и создавая новые очаги социальной, межконфессиональной и межэтнической напряженности и преследуя цель радикализации своих потенциальных сторонников с последующим склонением их к осуществлению так называемого «индивидуального джихада».
По нашей оценке, угрозе вовлечения различных групп населения в орбиту террористического влияния необходимо противопоставить системную профилактическую работу по неприятию в обществе идеологии терроризма.
Накопленный в Российской Федерации опыт свидетельствует о том, что такая работа оказывается успешной при соблюдении ряда условий.
Профилактическая деятельность должна носить адресный характер, то есть учитывать социальные, национальные, психологические, возрастные и иные особенности тех категорий лиц, на которые она направлена.
В основе профилактики должна лежать последовательная государственная политика с опорой на соответствующую правовую базу и при главенствующей роли государственных, уполномоченных на то органов, с привлечением институтов гражданского общества, авторитетных представителей религиозно-духовной, культурной, спортивной и иных сфер жизнедеятельности общества.
Регламент сегодняшней встречи не позволяет мне подробнее остановиться на освещении этого важного вопроса. Обозначу лишь, что координация этой деятельности осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях законодательно созданными коллегиальными органами: Национальным антитеррористическим комитетом и антитеррористическими комиссиями в субъектах Федерации и непосредственно в муниципальных образованиях.
В рамках упомянутой выше адресной профилактики особое внимание уделяется лицам, отбывающим и уже отбывшим наказание за совершение преступлений террористической направленности, а также добровольно отказавшимся от террористической и экстремистской деятельности; родственникам выявленных (в том числе ликвидированных) террористов; мигрантам из стран с повышенным уровнем террористической угрозы или распространением террористической идеологии.
Не могу не отметить, что такая работа дает положительные результаты. Так, в 2017 году в Российской Федерации к отказу от экстремистской деятельности склонено более 1300 граждан, что почти на 20% превышает показатель 2016 года (1137). При этом количество отказавшихся от террористической деятельности составило 58 человек, что в полтора раза больше, чем в 2016 году (37).
На протяжении последних десятилетий в Российской Федерации достигнуты положительные результаты в сфере противодействия терроризму и экстремизму, что очень кратко я постарался изложить в своем докладе. И мы готовы делиться накопленным опытом ради достижения общей цели; приветствуем и высоко ценим встречные шаги наших зарубежных партнёров.
Неизменной остается наша позиция о необходимости бескомпромиссной борьбы с террористической угрозой и отказе от политики «двойных» стандартов, ведущей на практике к созданию условий для вмешательства во внутренние дела государств и выводу террористов из-под уголовной ответственности. При этом считаем, что центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена международной легитимностью.
Позвольте Вам сообщить, что 7-8 ноября 2018 года в Москве состоится XVII Совещание руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов зарубежных государств. В повестке дня – актуальные вопросы противодействия терроризму, требующие повышенного внимания международного сообщества спецслужб: противодействие иностранным боевикам-террористам, радикализации населения и его вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению идеологии терроризма. Обсудим вопросы, касающиеся создания пространства доверия для обеспечения сотрудничества спецслужб и правоохранительных органов в информационной сфере. Подведем итоги совместной работы по обеспечению безопасности Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года.
Приглашаем наших партнеров, а также руководителей контртеррористических структур ООН – руководителя Управления ООН по контртерроризму, Председателя Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН и Исполнительного Директора Контртеррористического исполнительного директората Совета Безопасности ООН, Председателя санкционных комитетов Совета Безопасности ООН на XVII Совещание в Москву. Рассчитываем на продолжение диалога в ставшей уже традиционной атмосфере делового сотрудничества.
Благодарю за внимание.