Вы здесь

«Все наши дела — это только наш выбор». Исповедь русского мусульманина в забайкальской колонии.

16 декабря 2019, понедельник

Мы сидим в служебном помещении одной из исправительных колоний Забайкальского края.
На окнах кабинета мощные решётки. Внутри — старые, ещё советского образца и такого же возраста стол и стулья и бодрящий холодок, идущий с улицы. Наш собеседник — мужчина среднего возраста в чёрной зоновской униформе — представляет собой довольно фактурный и интересный образ, необычный не только для зоны, но и в целом для современной России. По его биографии вполне можно снимать кино, а вещи в ходе беседы, инициатива которой исходила от него самого, говорились довольно правильные и на редкость интересные.
 

Сергей, ставший Абдуллой
Нашего собеседника зовут Сергей. Сразу скажу, что имя по его личной просьбе и вполне понятным причинам изменили. Однако все установочные данные героя материала в распоряжении редакции есть. Родился Сергей в одном из крупных российских городов в годы развитого застоя и принадлежит к тому поколению, которое делило страну в неспокойные 90-е годы. На криминальную дорожку, как и многие пацаны той эпохи, он встал довольно рано, совершенно не представляя для себя другой, более спокойной жизни. Закономерным итогом такой философии стал первый тюремный срок, полученный в 19 лет. Потом будет и второй.
12 лет назад, во время своей предыдущей отсидки, когда времени на раздумья было предостаточно, Сергей решил круто изменить жизнь и стал неофитом. Так называют новообращенного адепта какой-либо религии. В качестве новой веры он выбрал ислам и получил новое, мусульманское имя. С той поры он не только Сергей, но еще и Абдулла.
— Выбор сделал совершенно самостоятельно и осознанно путем изучения и сопоставления основных мировых религий — христианства, буддизма и ислама. Очень много читал и сопоставлял. В итоге остановил свой выбор на исламе, — говорит наш собеседник.
К несчастью, религия оказалась слабее криминала. Нынешняя криминальная история, которая привела его в далекую забайкальскую колонию, в биографии Сергея стала третьей. Об обстоятельствах дела наш собеседник старается не распространяться, ограничиваясь обтекаемой формулировкой: «статья террористической направленности».
 

И себя не забыли
Интернет, само собой, знает немного больше. В свое время Сергей был в составе глубоко законспирированного «джамаата», который действовал в его городе.
Начало ей положил уроженец одной из республик Кавказа, который сколотил вокруг себя группу местных молодых людей и начал проповедовать среди них идеи радикальных течений в исламе. Собирались тайком и в основном на квартире. В один прекрасный момент глава импровизированного медресе заявил своим адептам, что людей для джихада предостаточно, но вот «у пана атамана нема золотого запаса». Заработать деньги предложил самым простым, но жестким способом — разбойными нападениями на коммерческие организации своего города.
Банду вооружили довольно быстро. Для этих целей привезли с Кавказа целый арсенал — полтора десятка стволов огнестрельного оружия, взрывчатку, ручные гранаты и несколько ящиков патронов. И понеслось.
Счет налетов на магазины, оптовые базы, ювелирные мастерские и сотовые салоны пошел на десятки. Убить никого не убили, но пошумели изрядно. В помощь северокавказскому бандподполью перечислили 30 миллионов рублей, но и себя тоже не забыли. Планировали развернуться дальше — провести несколько терактов и даже развернуть вооруженную партизанскую борьбу. Однако полиция и ФСБ оказались быстрее. Всех участников «джамаата» задержали, а через несколько лет осудили, приговорив к большим срокам лишения свободы. Подобные банды, заточенные на оказание финансовой помощи северокавказскому бандподполью, независимо друг от друга действовали в нескольких городах и были разгромлены силовиками почти одновременно.
 

Ни дня без знаний
Третий срок добавил время для раздумий. Сергей-Абдулла, по собственному признанию, с новой силой приступил к изучению ислама. Соблюдал обряды, читал Коран с толкованиями. Сначала на русском, а потом на языке оригинала. Арабский тоже выучил, находясь в колонии. Речь, правда, о его письменной форме. Опыта общения с носителем языка у российского зэка, понятно дело, быть не может.
На вопрос о том, сколько прочитал литературы Сергей-Абдулла отвечает коротко, но честно: «Религия не исчерпывается чтением одной-двух книг. Для мусульман получать знания – это обязанность».
- Читаю каждый день. Не обязательно по религии. Это может быть как классика, так различные справочники, книги по маркетингу, менеджменту или экономики. Надо получать знания и жить своим умом. Это несложно, но, увы, часто всё происходит совсем по другому сценарию, — продолжает собеседник «Забайкальского рабочего».
Такая установка дала видимый результат. Причем, здесь речь даже не столько про религию, сколько про мировоззрение и жизненные ценности.
- Я начал задумываться, что жизнь явно идет не совсем в том направлении, в котором нужно. В поисках ответов на жизненные вопросы, пришел к выводу, что всё, что с нами происходит – это результат нашего, и только нашего, выбора. Зачастую необдуманного и довольно неправильного. Я начал менять свои поступки и свое восприятие. Стараюсь подгонять свое отношение к тем или иным вещам, если понимаю, что оно неправильное. В Коране есть вещи, делать которые запрещено и надо удерживать себя от их совершения. На самом деле это не сложно, — философствует Сергей-Абдулла.
В принципе всё вышесказанное является результатом регулярного чтения, которое, как известно, и ум в порядок приводит. Однако, собеседник «ЗР» предпочитает говорить о чтении именно Корана, а не всей литературы вообще: «Это такая книга, читая которую человек постоянно анализирует и видит новое. Непонятно тебе сегодня – будет понятно позже».
 

Правильно и неправильно
Наш разговор постепенно переходит к теме радикальных течений в исламе, которые не могут не бросать тень на всю религию и миллионы нормальных мусульман и увлечение которыми привели нашего собеседника третий раз за решетку.
— Вообще, ислам — это религия мира. Она регулирует поведение человека в социуме и учит прощать и не таить ни на кого зла. Межрелигиозная и межнациональная вражда, в принципе, не приветствуется и ни в каком виде не принимается. Люди не разделяются по расам и нациям. Нужно жить в гармонии с окружающим миром, — говорит наш собеседник.
Причиной религиозного радикализма, по его словам, является неправильная интерпретация некоторых религиозных постулатов.
— Среди моих подельников по уголовному делу такие люди были. Сейчас я понимаю, что связь с мусульманами неправильного толка привела к проблемам в жизни каждого из участников дела. Мы вполне могли бы зайти дальше. Но, к счастью, удержались и никого не убили, — говорит Сергей-Абдулла.
В качестве конкретного примера того, что радикальный ислам до добра не доводит, собеседник «ЗР» приводит деятельность ряда группировок в Сирии и бандподполья на Кавказе, от деструктивной деятельности которых, несмотря на то, что она в определенной степени замешана на религии, страдают тысячи ни в чем не повинных людей, в том числе и мусульман.
В этом плане наш собеседник очень категоричен: «Любая религия во все времена апеллировала к людям только словом. Когда ты берешь автомат и начинаешь убивать людей только за то, что они другой веры с тобой, это уже никакая не религия, а форменная дикость, которую нормальный ислам не одобрит никогда».

Алексей Будько, общественно-политическая газета «Забайкальский рабочий».